Бумаге вторую жизнь. Научно-практическая конференция
Презентация Бумаге вторую жизнь.pdf
ВВЕДЕНИЕ
Бумага занимает большое место в жизни людей. За сотни и тысячи лет было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением бумаги. Многие из нас, прочитав газеты и журналы, выбрасывают их, не задумываясь о том, что на приготовление одной тонны бумаги идет семнадцать деревьев.
Актуальность проблемы: с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запас древесины, из которой она получается - уменьшается. После этого мне захотелось изготовить бумагу в домашних условиях из макулатуры. Поэтому мы можем дать бумаге вторую жизнь.
Цель исследования: собрать информацию о бумаге и изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить историю происхождения бумаги.
2.Узнать о свойствах, видах бумаги и ее предназначении.
3. Изготовить бумагу из вторичного сырья.
4. Провести анкетирование учеников, сделать поделки из бумаги.
5. Создать буклет, собрать коллекцию виды бумаги.
6. Сделать выводы по результатам исследовательской работы.
Объект и предмет исследования: бумага.
Гипотеза: предположим, что бумага –это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Бумага из вторичного сырья – решение экологической проблемы.
Методы исследования:
1. Изучение литературы, поиск информации в Интернете.
2. Эксперимент, наблюдение, интервьюирование, анкетирование.
3. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
1.1. История происхождения бумаги
Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры, до третьего века до новой эры. В Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками. В 105 году чиновнику Цай Луню удалось усовершенствовать технологию бумаги (см. приложение 1). При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же этот новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов. Цай Лунь стал божественным покровителем бумажного производства, что в честь его возвели храмы. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней Благодарностью императора. В десятом веке, в Китае изготовили писчую бумагу из бамбука (см. приложение 1). Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Позже стали появляться изысканные сорта бумаги, как ароматная бумага из сандаловой коры. Уже в восьмом веке китайцы пользовались туалетной бумагой, и одновременно они изобрели бумажные деньги. (см. приложение 1). В России люди писали на бересте (см. приложение 1). Берестяные грамоты до сих пор находят при раскопках.Появление писчей бумаги в России, относят во времена княжения Ивана Грозного.Самая первая бумажная фабрика была построена в шестнадцатом веке (см. приложение 1). А мощный толчок в развитии бумажного производства в России дал Петр Первый (см. приложение 1).
1.2.ЧТО ТАКОЕ БУМАГА?
Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш, они желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, читать их, делать пометки».
Дружба, начавшая с бумагой в детстве, не прекращается всю нашу жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах. Мы всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги -гладкий, чистый, отменной белизны, и мы смотрим на него, как на какую–томалость, обыденную, незаметную и даже вроде бы и не вещь, и не предмет, а так просто –лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, каким трудом создан этот лист. И возникает вопрос, а что мы знаем о бумаге?
По толковому словарю С.И. Ожегова: «Бумага– это материал для письма, изготовляемый из древесной или тряпичной массы». В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Бревна везут на фабрику. Там их перемалывают на мелкие кусочки и дробят в машине (дробилке). Крошка, которая получилась, перемешивается с особой жидкостью и она идетна изготовление бумаги. Я часто задаю себе вопрос, а что же такое бумага? Для чего она предназначена, и какие виды бумаги существуют? За ответами на мои вопросы, мы с Ольгой Михайловной отправились в типографию города Свободного, где я и узнала для себя много нового и интересного.
Комментарий сотрудника типографии: Киреевой Натальи Федоровны.
Со слов Натальи Федоровны я узнала о видах бумаги, ее предназначении, и о том, что бумага – это волокнистый материал, который состоит из слоя отработанного волокна (см. приложение 2).
1.3.ВИДЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БУМАГИ
Бумага с защитой – это бумага для изготовления денег, ценных бумаг.
Газетная бумага - она не обладает белым ярким цветом, она откровенна серая, применима в печати для газет, массовых брошюр. Высокая плотность, явно не ее конек, что, соответственно влечет за собой малый срок службы.
Санитарно-гигиеническая бумага- это салфетки, туалетная бумага.
Упаковочная бумага - ее главное преимущество- это высокая прочность.
Бумага для цифровой печати– предназначена для фотографий.
Писчая бумага – применяется для изготовления бланков, тетрадей, дневников, блокнотов, унифицированных систем документации.
Мелованная бумага– применяется в полиграфии для изготовления открыток, календарей, плакатов, фотографий. Имеет глянцевую поверхность и отличается прекрасным внешним видом, яркими картинками.
Офсетная бумага- используется для изготовления иллюстрационно- текстовых изданий (журналы, книги, документы).
Альбомная бумага или немелованная- плотнее писчей и используется для рисования и черчения некрупных проектов.
Пергамент - полупрозрачная бумага. В былые времена на ней печатали книги и писали письма. Теперь ее используют, в основном, для заворачивания товаров и продуктов питания, поскольку она является экологически чистой.
Картон- самая плотная бумага, применяется для макетов, поделок, аппликаций.
Ватман - очень плотная бумага. Применяется для чертежей, объявлений.
Обложечная бумага применяется для изготовления обложек.
Этикеточная бумага используется для печатания этикеток.
Бумага создана человеком, и как любой другой материал имеет определенные свойства, и эти свойства нужно знать, чтобы использовать их при изготовлении различных изделий.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Изучение свойств бумаги
Для изучения свойств бумаги я провела опыты.
Для опытов, я выбрала два вида бумаги газетную и писчую. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага.
Опыт 1.
Цель: определить цвет, гладкость и прочность.
1. Газетная бумага имеет серый цвет, она шероховатая более мягкая.
2. Писчая бумага имеет белый цвет, она гладкая и более плотная.
3. Газетная бумага легко рвётся, она не прочная, 2 листа рвутся сложно.
4. Писчая бумага рвется труднее, более прочная, по 2 листа рвется более сложно.
5. Газетная бумага легко мнётся и сгибается вдоль и поперёк.
6. Писчая бумага мнется и сгибается тяжелее.
7. Газетная мятая бумага менее прочная, чем писчая гладкая (см. приложение 3).
Опыт 2.
Цель: определить впитываемость.
Намочив бумагу, можно убедиться, что она имеет волокнистое строение.
1. Волокна в ней располагаются в разных направлениях.
2. При увлажнении бумага удлиняется в поперечном направлении больше, а в продольном направлении меньше.
3. Влажная бумага становится еще более непрочной.
4. Писчую бумагу рвать труднее, она более прочная.
5. Впитываемость воды у писчей бумаги дольше по времени, чем у газетной бумаги (см. приложение 3).
Вывод: писчая бумага более прочная, более плотная, чем газетная, а газетная более мягкая, чем писчая. Она лучше и быстрее впитывает воду.
2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Делаем бумагу сами»
Оборудование: старые ненужные газеты, клей ПВА, разноцветная бумага, шерстяные нитки, сухие растения, фольга, дуршлаг, доска, губка, полиэтилен, зеленка и любые краски. Исходя из опытов, что газетная бумага лучше впитывает воду и более мягкая, поэтомумы и взяли старые ненужные газеты и измельчили их на мелкие кусочки, складывая в таз (см. приложение 4).
В таз наливаем из чайника теплой воды и добавим немного клея ПВА (см. приложение 4).
Все это оставляем намокать на сутки. На следующий день намокшую полученную массу мы измельчили.Сделать это можно миксером, а если его нет, то можно перетереть массу руками. Мы перетирали массу пальцами, так, чтобы получилась густая кашица. В готовую полученную массу мы добавили кусочки цветной бумаги, сухие растения, обрезки шерстяных ниток, и несколько капель зеленки. Перекладываем полученную массу из таза в дуршлаг и даем воде и прочее стечь (см. приложение 4).
Выкладываем массу в таз и добавим немного клея ПВА, все перемешиваем. Комок бумажной массы кладем на полиэтилен и аккуратно ее разровняем пальцами, так, чтобы она лежала ровным слоем. Затем, немного похлопаем по поверхности ладонями и после этого покатаем скалкой (см. приложение 4).
Полученную лепешку завернем в полотенце, так, чтобы оно полностью закрыло бумажную массу. Накрываем сверху доской, и кладем на неё груз. Лишнюю воду собираем губкой. Все это оставляем сушиться на ночь.Утром разворачиваем и перекладываем ее на сухую поверхность. Оставляем полученную массу до полного высыхания. Бумажная масса сохла более трех суток. Полученный мною результат я украсила (см. приложение 4).
Практическую часть своей исследовательской работы, я представляю в виде аппликации «Грибная полянка» (см. приложение 5).
2.3. АНКЕТИРОВАНИЕ
«Что вы знаете о бумаге?»
Цель: узнать о возможностях вторичного использования бумаги, для того, чтобы сохранить лесные ресурсы.
Оборудование: анкеты.
Мы провели опрос среди учеников 5,6,7 классов, которым необходимо было ответить на пять вопросов (см. приложение 7).
Анкета
1. Знаете ли вы, из чего делается бумага?
2. Как вы думаете, а можно ли переработать старую бумагу?
3. Что вы делаете с использованными газетами?
4. Как вы думаете, вреден ли мусор из газет?
5. Бережно ли вы относитесь к бумаге?
Результаты анкетирования получились следующие:
3% из числа всех опрошенных не знают, из чего делается бумага.
12% участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.
20 % ребят не знают, применение старыхгазет.
35% ребят не знают, чем вреден мусор из газет.
30 % ребят не берегут бумагу.
Никто из опрошенных учеников не отметил, что вторичное сырье из бумаги можно использовать для поделок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале исследовательской работы мы предположили, что бумага-это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов и наблюдений. Бумага из вторичного сырья, сделанная своими руками приносит творческое вдохновение, а изготовление бумаги из макулатуры – решение экологической проблемы. Подведя итоги проделанной работы, я нашла ответы на интересующие меня вопросы.
Изучив литературные источники, я узнала историю происхождения бумаги. В ходе исследовательской работы я научилась задавать вопросы взрослым, работать в сети интернет. Взяв интервью у работника типографии, я узнала о видах и предназначении бумаги.
Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования. В ходе работы я собрала коллекцию о видах бумаги, создала буклет, провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что мои сверстники не знают о возможности использования вторичной бумаги.
Целью моей работы было: изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях. Бумагу действительно можно изготовить в домашних условиях, она значительно уступает фабричной, но она имеет свои преимущества, она эксклюзивна и служит для красивых аппликаций и поделок.
Проведя исследование, я выяснила, что если мы будем использовать вторичное сырье, для изготовления поделок из бумаги, то сохранится и расширится зеленый массив.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий, как урочной, так и внеурочной деятельности.
Таким образом, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.
Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!
Делайте бумагу сами, и мир станет чище!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аким Э. Л. Обработка бумаги текст-М.1979,- 230с.
2. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.
3. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.
4. Иванов С. Н.Технология бумаги.- М.: Лесная.Пром-сть, 1970.— 696 с.
5. Истрин В.А. Возникновение и развитие бумаги. - М,1965, -62с.
6. Любешкина, Е.Н. Обратная сторона упаковки. Наука и жизнь 2007.- № 3. с.44-51.
7. Михайлова Г. Н. Метод проектного обучения на уроках 2005.
8. Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014.
9. Яндекс картинки – История появления бумаги, поделки из бумаги.
10. http://livescience.ru/Статьи: Изготовление-бумаги-в-домашних условиях
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бумага
12. TimNobleиSueWebster htt://wwwecology. md/sect «Мусорное творчество»
13. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text= «Творчество бумаги»