Игровые технологии с элементами самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе
Игровые технологии с элементами самостоятельной работы
на уроках математики в коррекционной школе.
«Без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мир знаний
и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили
«Знания только тогда знания, когда они
приобретены усилиями своей мысли»
Л.Н.Толстой
Как заставить ребёнка учиться? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку? Какие средства и методы сделают обучение увлекательным? Этот вопрос встаёт перед многими учителями в современном, быстро изменяющемся мире. Но особенно волнует эта проблема нас, учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Учительский труд – это бесконечный поиск. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.
Что же делать? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Просто. Дарить детям интересные уроки.
Не секрет, что математика является одним из самых трудных школьных предметов. Опыт работы в коррекционной школе убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность.
На своих уроках я применяю многие технологии, но особое внимание уделяю игре, потому что увлечённые игрой обучающиеся легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики игр и игровых ситуаций создаёт у детей рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, воображения. В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности. Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут». Игра вызывает у детей живой интерес к
1
процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Игровые технологии являются той формой обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными будничные шаги по изучению предмета. Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса, развитию мышления; способствуют применению знаний в новой ситуации: являются естественной формой труда ребенка, а также способствуют формированию ответственности. Вовлечение обучающихся с ОВЗ в игру позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться, учит самостоятельному оцениванию результатов своего труда.
Накопленный опыт позволяют выделить следующие виды игр, используемые на уроках математики: игры – упражнения, игры – путешествия, сюжетная (ролевая) игра, игра – соревнование.
1. Игры - упражнения.
Занимают 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.
В своей практике я использую игру, которую называю « Математическое лото».
Для проведения данной игры необходимы карточки двух видов: одна с примерами, другая с набором чисел. Задача детей решить предложенные примеры, а затем найти данные ответы на второй карточке и соединить их последовательно. В результате должен получиться рисунок, который в завершении ребята могут раскрасить. Задания разнообразны и обязательно дифференцированы.
Игры – упражнения в виде карточек позволяют значительно экономить время и к тому же они очень привлекают внимание детей. Например, игра «Меткий стрелок», цель которой найти соответствие начала и конца, позволяет не только закрепить умение выполнять арифметические действия с числами, но и делает процесс обучения интересным, создает бодрое настроение, снимает утомляемость. С удовольствием играем в игру «По кочкам-по кочкам», закрепляя таблицу умножения.
2. Игры – путешествия.
Могут длится на протяжении всего урока. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок – путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален, нет ни одного скучающего ребенка на уроке. Отправляться в путешествие можно при решении задач на движение в другой город, в космос, в морские глубины и т.д.
3.Сюжетная игра.
Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Начиная с 5-го класса, применяю уроки с элементами театрализации, на которых присутствуют персонажи сказочных героев, которые заставляют детей с радостью
выполнять любое задание. Это создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение,
облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
2
В практической деятельности такие формы проведения уроков как деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, выполняются конкретные действия.
Например, игра «Магазин», в которую включается строго определенная тема «Действия с именованными числами», позволяющая закрепить знания и умения учащихся по данной теме. Класс делится на «семьи». Далее дети выбирают «магазин»
(это может быть продуктовый, промышленный, хозяйственный). В начале игры каждая «семья» получает зарплату, выполнив ряд устных упражнений. На заработанные деньги они «покупают» необходимое, представлявшие из себя ряд заданий по теме. По окончании работы подсчитывался расход «семьи». Если расход не превышает доход, задание считается выполненным. Эта игра позволила увидеть не только уровень сформированных навыков у учащихся, а так же умение детей работать самостоятельно.
Игра «В стране Лилипутов» при изучении темы «Масштаб» по геометрии показала что часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Ребята с огромным удовольствием изображали себя среди лилипутов, используя тот или иной масштаб. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
4.Игра соревнование.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, особенно у детей с ОВЗ, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными. Для учащихся среднего звена в своей практике на уроках обобщения часто использую игру « Кто хочет стать отличником?». Данная игра носит не только обучающий характер, но и воспитывает в детях самостоятельность, упорство, желание победить.
Игра, где предполагается групповое участие детей, воспитывают в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения. Игра « Крестики- нолики», может проводиться как внутри одного класса, так и при создании сборных команд. Такая игра, где предполагается групповое участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
В практике работы коррекционной школы игра заняла достаточно прочное место на уроках математики. Однако в методике её проведения часто допускаются
3
некоторые ошибки:
• Не всегда учитываются особенности детей с ограниченными возможностями при выработке правил игры.
• Игра на деле оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
• Не подводятся результаты игры, поэтому она теряет одно из своих привлекательных свойств: выявление победителя или победителей.
• Игра выпадает из общих целей урока, не содействует их реализации.
Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.
Все игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице или группы. В специальной (коррекционной) школе, как показала практика, значимость выигравшего коллектива правильно оценивается учащимися.
Групповая игра – соревнование служит хорошим воспитательным средством.
Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, жетонов и т. д. забвение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Требования к организации игры на уроке:
• Игра должна быть построена на интересе.
• Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.
• Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным.
• Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
• В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
• Особо важна роль активности учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведенное на игру, окажется просто потерянным.
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.
Используемая литература:
Н.Х.Антонович «Математические игры для учащихся 5 классов», М., 1995г.
А.Г. Васильев «Математические соревнования», М., 1970 г
Л.М. Лоповок «Математика на досуге», М., 2000 г
И.Б. Ремчукова «Математика. Игровые технологии на уроках», Волгоград, 2007 г