Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании в РФ» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий.
Как используются компьютерные технологии при обучении иностранному языку детей с ОВЗ, слепых и слабовидящих, в частности?
Использование ИКТ при обучении иностранному языку является эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся /при соблюдении требований к их применению/:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
• электронные энциклопедии и справочники;
• тренажеры и программы тестирования;
• образовательные ресурсы Интернета;
• DVD и CD диски;
• видео и аудиотехника;
• творческие проекты.
Использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ОВЗ. Они с интересом вовлекаются в творческую работу, выполняя ее индивидуально, либо в группе.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
• повышение мотивации к изучению языка;
• развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в высказываниях;
• увеличение объема лингвистических знаний;
• расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
• развитие способности к самостоятельному изучению языка.
В свою очередь учителя английского языка, посредством ИКТ, повышают свое профессиональное мастерство, совершенствуют языковые и речевые умения, находятся в поиске информации, создают дидактический материал для уроков, работают над проектами разного уровня.
С помощью ИКТ можно успешно решать различные задачи различных аспектов языка, на разных этапах и типах уроков.
При обучении фонетике:
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.
При обучении письму:
Фиксировать свои высказывания и высказывания других, написать письмо, открытку и т.д. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки работы с компьютером.
При обучении грамматике:
Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.
И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ.
При обучении лексике:
на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; происходит расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Выполняются упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом.
Широко применяются возможности ИКТ и в обучении чтению, аудированию, говорению, переводу и, как уже было сказано, при создании проектов.
Таким образом, введение информационных технологий в специальное образование подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Использование ИКТ в образовательном процессе имеет большой потенциал для проведения коррекционной работы. Оно решает следующие задачи:
• изучение компьютера;
• коррекция психического здоровья;
• индивидуализация и дифференциация обучения;
• повышение эффективности обучения;
• интеграция детей в информационное общество.
Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.