Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
Использование средств логопедической ритмики
при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
Традиционно логопедическая ритмика базируется на использовании связи речи, музыки и движения.
В практике школьной работы учитель не всегда имеет возможность использовать музыкальное сопровождение при проведении физкультминуток, поэтому предложенные нами упражнения могут использоваться самостоятельно, без музыкального оформления.
Общеизвестно, что детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжения на протяжении всего занятия. Это выражается в снижении концентрации внимания, повышении отвлекаемости и в итоге может привести к низкому уровню усвоения учебного материала.
Общеизвестно, что детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжения на протяжении всего занятия. Использование же средств логопедической ритмики оптимизировать такой режимный момент, как физкультминутка, сделать его полифункциональным.
Кроме развития общей моторики, умения управлять своим мышечным аппаратом, правильно распределять мускульную энергию по всему телу упражнения логопедической ритмики способствуют развитию чувства темпа и ритма в движении, совершенствованию речевого дыхания, развитию фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонем, слухоречевого ритма.
Традиционно логопедическая ритмика базируется на использовании связи речи, музыки и движения.
В практике школьной работы учитель не всегда имеет возможность использовать музыкальное сопровождение при проведении физкультминуток, поэтому предложенные нами упражнения могут использоваться самостоятельно, без музыкального оформления.
Основная цель приведенных ниже упражнений — развитие динамической координации речи и движения. Стихотворения подобраны так, чтобы ритм стихотворной строки соотносился с движениями головы, рук, ног и туловища.
Кроме упражнений на развитие общей моторики в комплекс физкультминутки целесообразно включить задания на развитие мелкой моторики. Ритмические движения пальцев являются средством повышения функционального состояния коры больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Двигательный анализатор, согласно современным представлениям, является аппаратом межанализаторного синтеза. Проекция движений кисти и речевые зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. М.М. Кольцовой было доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает значительное влияние на развитие активной речи. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с праксисом (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов), т.е. способствует совершенствованию навыков письма.
Для совершенствования динамической координации движений и речи можно использовать чистоговорки в сочетании с движениями на развитие общей или мелкой моторики. В логопедической практике с помощью чистоговорок закрепляется правильное произношение звуков. Кроме того, чистоговорки можно использовать в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).
Примеры логоритмических упражнений описаны в прилагаемых буклетах.