Консультация Игровые упражнения
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или к отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. Каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте, - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния на зрение дисплеев, компьютеров.
Необходимо отметить, что ребенок , посещающий специализированное учреждение, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий. Эта проблема решается путем сочетания лечебно-офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности.
Работа по коррекции зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. Необходимо, чтобы она представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности.
1. Упражнение по сортировке и нанизыванию бус
Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики, скоординированных действий рук, способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
2. Упражнения для активизации работы мышц глаз
Способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
• Смотреть прямо пред собой 2-3 секунды.
• Поставить указательный палец на расстоянии25-30см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 секунды, опустить руку (4-5 раз).
• Стоя, ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (3-4 раза).
• Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
3. Игры «Лабиринты»
Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.
4. Игровое упражнение «Веселый контур»
Способствует повышению остроты зрения.
На столе лист бумаги с контурным изображением какого-либо предмета. Поверх изображения – калька. Детям предлагается обвести контур. Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
5. Упражнение «Силуэт»
Способствует выработке бинокулярного и стереоскопического зрения.
На столе перед ребенком листы белой бумаги с силуэтным изображением предметов и точные копии этих изображений, вырезанные из цветной бумаги. Надо наложить копии на силуэтные изображения.
6. Игра «Путаница»
Способствует развитию бинокулярного и стереоскопического зрения.
Ребенку показывают картинку с наложенными друг на друга изображениями предметов. Просят назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
7. Упражнение на фиксацию взгляда (разработано академиком В.П.Филатовым)
Способствует развитию конвергенции, выработке бинокулярного зрения, координированной работе зрительного и двигательного анализаторов.
Стоя или сидя вытянуть руку вперед. Фиксировать взгляд на кончике указательного пальца. Медленно приближать палец к лицу, одновременно другой рукой ощупывая этот палец.
8. Упражнение «Метка на стекле» (по Э.С.Аветисову)
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.
Круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенку предлагается смотреть на метку 1-2 секунды, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
9. Тренажер «Маршруты для глаз»
Способствует развитию восприятия и зрительно-двигательной моторной координации зрения, профилактике близорукости.
Место нанесения схемы-тренажера – стена.
«Маршруты для глаз» - офтальмотренажер В.Ф.Базарного.
Каждое упражнение выполняется по 15 раз.
• Плавные движения глазами по горизонтали – влево, вправо.
• Плавные движения глазами по вертикали – вверх, вниз.
• Движения глазами по часовой стрелке по линии наружного эллипса.
• Движения глазами против часовой стрелки по линии внутреннего эллипса.
• Неотрывные движения глазами по линии «восьмерки».