Консультация по олигофрении
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
«Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания детей VIIIвида»
Олигофренопедагогикой называется часть дефектологии (коррекционной педагогики), которая изучает ребенка с различными отклонениями интеллектуального развития. К области олигофренопедагогики относятся вопросы образования, обучения, воспитания и последующей реабилитации ребенка. Коррекционное образование представляет собой систему специальных мероприятий, к которым относятся психолого-педагогические, социокультурные и лечебные мероприятия, ориентированные на обучение, воспитание, развитие и социальную адаптацию детей с ОВЗ. Цель коррекционного образования – методы, направленные на коррекцию имеющихся у ребенка нарушений, а также помощь ребенку в адаптации. Можно выделить следующие особенности помощи детям с недостатками интеллекта:
· Медико-клиническое направление – основано на изучении этиологии умственной отсталости. Внимание обращается на анатомо-физиологические и генетические причины, которые могут привести к нарушениям интеллекта;
· Психологическое направление – обращает внимание на психическую деятельность детей с нарушениями интеллектуального развития, состояние их эмоциональной сферы;
· Педагогическое направление – занимается исследованием и разработкой педагогических методов, принципов и форм коррекции, обучения, воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. Это направление актуально и в настоящее время;
· Психометрическое направление – заключается в методе количественной оценки уровня развития интеллектуальных особенностей.
Отечественный подход носит комплексный медико-психолого-педагогический характер. Основной задачей коррекционных школ считается подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. А цель коррекционной работы заключается во всестороннем развитии аномального ребенка как обычного. Исправление и коррекция недостатков в развитии осуществляется попутно с обучением и воспитанием.
Основные направления коррекционной деятельности:
· Корректирующее воздействие на ребенка с помощью окружающей среды (социальной, природной).
· Организация и коррекционная направленность учебного процесса.
· Подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.
· Психогигиена семейного воспитания.
Эти направления могут быть представлены следующим образом:
1. Совершенствование достижений сенсомоторного развития;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности;
3. Развитие различных видов мышления;
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
5. Развитие речи и овладение техникой речи;
6. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекция отклонений ребенка осуществляется комплексно, на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения отклонений в развитии. В программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по профилактике, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррекционно-педагогическая деятельность также должна быть направленна на формирование мировоззрения, социально значимых знаний, навыков и умений. Обязательным условием коррекционной деятельности является ее практическая ориентированность. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает тесное сотрудничество учителей, родителей и самого ребенка.
Все направления специального образования и воспитания обладают рядом особенностей:
· Дифференциация содержания обучения – в программе целесообразно ввести несколько уровней содержания материала, различных по объему и глубине раскрытия разделов. Различные уровни трудностей содержания программ должны учитываться при осуществлении дифференцированного подхода. Дифференциация содержания обучения в олигофренопедагогике предполагает индивидуализацию методов и приемов обучения;
· Научность содержания обучения является важным принципом: даже для достижения большей доступности учебного материала нельзя упростить его до степени искажения понятий, закономерностей, причинно-следственных связей. Принцип доступности требует вскрытия сущности описываемых явлений в доступной форме, создания у учащихся верных представлений об окружающем мире;
· Жизненная и практическая направленность обучения необходима для учащихся вспомогательных школ. Учебный материал значим не только с познавательной, но и с практической точки зрения. Практическая направленность обучения – это формирование системы учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе получаемых знаний. Содержание обучения носит прикладной характер;
· Межпредметные связи осуществляются в содержательном процессе образования, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудом, естествознанием, географией и трудом. Такая особенность важна для детей с умственной недостаточностью, которым трудно установить межпредметные связи;
Пропедевтический этап обучения – особая система уроков, направленная на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Среди задач пропедевтического этапа обучения можно выделить следующие: сенсомоторное развитие учащихся, формирование круга элементарных представлений у детей с умственной отсталостью, формирование мыслительных качеств.