Реализация деятельностного подхода на уроках географии в 6 классе
Новый ФГОС основного общего образования направлен на обеспечение перехода от простой передачи знаний к раскрытию возможностей обучающихся, развитию их личностных качеств, творческих возможностей, формированию способностей оперировать полученными знаниями и умениями, постоянно их обновлять и расширять. Для формирования географической культуры обучающихся важно не только иметь теоретические знания (умение оценивать географические, экологические и другие явления, анализировать географическую информацию, предвидеть последствия тех или иных явлений природы и т.д.), но и применять их на практике в повседневной жизни.
География – это один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи, и обладает большим развивающим потенциалом. Системный подход в содержании «Начального курса физической географии» 6 класса позволяет широко использовать и привлекать на уроках знания по другим школьным предметам. Так, в программе географии 6 класса прослеживается тесная связь с математикой (темы: «Масштаб», «План местности», «Градусная сеть», «Температура воздуха», «Атмосферное давление» и другие уроки). Об одном таком уроке я хотела бы рассказать, так как есть положительный опыт.
Открытый урок состоялся в конце марта в виде виртуального путешествия на воздушном шаре. Полное название интегрированного урока: «Обобщение по теме Атмосфера». Урок состоял из двух частей: теоретической (блиц-турнир) и практической (решение задач). Практическая часть урока проходила под руководством опытного педагога, учителя математики – Козловой Татьяны Александровны. Урок географии, организованный с использованием технологии развития критического мышления учащихся позволил создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем. Совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать учащихся (интересные вопросы мозгового штурма, фрагмент сказки, историческая справка, логические цепочки, задачи), затем – предоставить школьникам условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания по теме «Атмосфера». Реализация принципа практической направленности обучения географии по данной теме, предполагает освоение знаний и по математике. Школьники активно работали на уроке, так как в этом возрасте откликаются на всё новое и проявляют живой интерес к игровым видам деятельности. Надеюсь, что все умения, приобретённые ими, не вызовут отвращения к школьной географии, как к скучному и неинтересному предмету.
Примеры задач.
1. Задача №1. Рассчитайте, какова температура воздуха за бортом самолёта, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна 18°С.
2. Чему равна температура у подножия горы Эльбрус, если на его вершине она равна -10°С. Высота г.Эльбрус 5,642км.
3. Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35°С в гнезде температура не ниже 14°С. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?
Учитель географии
Поленова Марина Михайловна