Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия
Аннотация к рабочей программе
«Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»
Рабочая программа по курсу «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта НОО для детей с ОВЗ, Примерной основной образовательной программы ОУ,Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ под ред. Л.И. Плаксиной.
Основной целью работы по развитию зрительного восприятия младших школьников, имеющих нарушения функций зрения разной степени, является повышение уровня зрительного восприятия в период начального обучения. Достижение основной цели требует решения группы задач, направленных на развитие функциональных операционных и мотивационных механизмов зрительного восприятия:
1. Формирование у детей с нарушением зрения потребности в самостоятельном использовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно – следовательных связей при отражении множества объектов окружающего мира.
2. Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира за счет целенаправленного и полисенсорного восприятия, формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
3. Повышение уровня сенсорной готовности школьников к обучению путем совершенствования системы сенсорных эталонов, научения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира.
4. Развитие умения оценки глубины пространства, формирование навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве, формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентироваться на основе пространственных представлений.
5. Совершенствование зрительно – моторных координаций.
6. Активизация зрительного восприятия учащихся посредством автоматизации навыка максимально использовать свои зрительные восприятия при восприятии окружающего мира.
Описание места программы «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» в учебном плане:
количество учебных недель – 33;
количество часов в неделю – 1;
общее количество часов -33.
Содержание программы
Содержание программы: подразделяется на три этапа. Каждый этап включает задания по всем разработанным психофизиологическим и психолого-педагогическим методикам, применяемым в комплексе. Сложность и объем заданий возрастают при переходе на следующий этап.
На первом этапе происходит развитие элементарных зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств предметов, развитие действий с предметами на основе зрительно-осязательной информации, развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных отношений.
На втором этапе к перечисленным задачам добавляются развитие константности восприятия, формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков.
На третьем этапе основное внимание уделяется развитию восприятия сложных сюжетных рисунков, дальнейшему формированию и обогащению запаса зрительных представлений.
Аннотация к рабочей программе
«Развитие осязания и мелкой моторики рук»
Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта НОО для детей с ОВЗ, Примерной основной образовательной программы ОУ, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида под ред. Т.Б. Тимофеева Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И.Плаксиной.
Цель курса— формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов, создание условий для развития мелкой моторики и координации движений. В этом аспекте основные задачи состоят в следующем:
1. мобилизировать деятельность сохранных анализаторов;
2. формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов;
3. обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе — использования прошлого опыта;
4. стимулировать познавательные действия слабовидящих и незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия объектов;
5. формировать навыки и умения выполнять практические действия;
6. расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
7. развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли;
8. совершенствовать практическую деятельность.
9. развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
10. развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
11. развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
12. формирование навыков исполнительского мастерства.
13. формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
14. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Описание места программы «Развитие осязания и мелкой моторики» в учебном плане:
количество учебных недель – 33;
количество часов в неделю – 1;
общее количество часов -33.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие разделы: пальчиковая гимнастика, оригами, лепка, аппликация, графические упражнения (рисование, штриховка…), игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии. Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности. Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами. Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память. Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков.
Аннотация к рабочей программе
«Развитие мимики и пантомимики»
Рабочая программа по курсу «Развитие мимики и пантомимики»разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта НОО для детей с ОВЗ, Примерной основной образовательной программы ОУ, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида под ред. Т.Б. Тимофеева и методических рекомендации В.З. Денискиной (формирование невербальных средств общения у детей с нарушениями зрения), Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И.Плаксиной.
Цель курса: обучение детей со зрительной патологией выразительным движениям, которые являются одними из важнейших невербальных средств общения со сверстниками и взрослыми как с нормальным, так и нарушенным зрением, создание условий для развития личности ребёнка.
Задачи коррекционного курса:
1. Развивать и укреплять мышечный аппарат выразительных зон лица; формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить мимические и жестовые движения.
2. Закрепить знания, умения и навыки невербального общения, тренировать мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения.
3. Формировать навыки использования невербальных средств общения.
4. Формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить новые мимические и жестовые движения, уметь ими пользоваться в жизненных ситуациях; уметь по эмоциональным и речевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его с использованием мимики и жестов, вокальной мимики.
5. Формировать умение контролировать свои эмоции, освоить навыки культуры невербального общения.
6. Дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
7. Формировать эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
8. Приобретение навыков, умений и опыта, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.
Приоритетными задачами остаются:
укрепление психического и физического здоровья учащихся в условиях школьного обучения;
развитие личностных качеств (креативности, эмпатии, рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности);
укрепление психологического статуса учащегося;
развитие художественно-творческих способностей.
Описание места программы «Развитие мимики и пантомимики» в учебном плане:
количество учебных недель – 33;
количество часов в неделю – 1;
общее количество часов -33.
Содержание курса
Данная технология также включает следующее:
1.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
2.Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
3.Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.