Особенности обучения слепого школьника
Особенности обучения
слепого школьника
Школы для слепых, а также слабовидящих детей, являются частью единой государственной системы. Они функционируют на основе принципов специального образования, разработанных для обучения и воспитания школьников, имеющих особые образовательные потребности.
Образовательный процесс в школе выполняет ряд особых задач, которые направленны на восстановление нарушенных или недоразвитых функций, их коррекцию и компенсацию. На этом основании, школа выполняет следующие функции и задачи:
· Учебно-воспитательную;
· Санитарно-гигиеническую;
· Коррекционно-развивающую;
· Лечебно-восстановительную;
· Социально-адаптационную;
· Профориентационную.
Коррекционно-развивающая составляющая воспитательного и обучающего процесса предусматривает исправление, восстановление или компенсацию нарушенных зрительных функций, сглаживание дефицита познавательной деятельности, поиск существующих возможностей становления личности детей с ограничениями по зрению.
Система коррекционно-педагогической работы в нашей школе со слепыми школьниками направлена на всестороннее развитие ребенка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребенка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.
Как известно, основными методами обучения являются наглядный, практический и словесный. Конечно, они очень редко применяются изолированно, а, как правило, используются в различных комбинациях друг с другом. Их сочетание и доля каждого зависит от содержания учебного материала и от возрастных особенностей детей.
Применение наглядного метода в обучении слепого ребенка – это прежде всего его знакомство с окружающими предметами с помощью осязания. Таким образом, наглядный метод направлен на формирование представлений ребенка о предметах на основе перцептивной деятельности. В качестве объектов обследования выступают как реальные предметы, так и различные модели, игрушки, выполняющие также роль модели. При этом очень важно, чтобы в игрушке были четко выделены основные свойства объекта.
Дети, поступающие в школу, как правило, не готовы к активному использованию осязания в учебном процессе. Это происходит потому, что в семье не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого при ощупывании предметов руки у ребенка бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или, напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют – все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.
Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т.е. не умеют ощупывать предметы, легко к ним прикасаться, затрудняются в выполнении других предметно-практических действий. Этому их приходится специально учить и доводить навыки правильного осязательного восприятия до автоматизма.
В процессе осязательного обследования осуществляется познание различных свойств и признаков предметов: формы, величины, фактуры, температурных изменений.
Знакомство с формой посредством осязания начинается с объемных геометрических фигур: куба, шара. Бруска, цилиндра, конуса. От объемных затем переходим к плоским геометрическим фигурам (круг, квадрат, треугольник и т.д.).
На следующем этапе упражняем ребенка в нахождении знакомых геометрических форм среди контуров окружающих вещей и их частей. Например, крышка стола имеет прямоугольную форму, сиденье стула – четырехугольную, донышко цветочного горшка – круглую и т.д.
Для четкого дифференцирования геометрических форм необходимо варьировать величину и фактуру обследуемых моделей фигур и предметов.
Кроме того, для тренировки мелкой моторики рук используем сортировку различных предметов: бусинки, камешки, ракушки, фишки разных мозаик.
Для развития осязательной чувствительности уделяем особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкая, шершавая, ворсистая и др. При ознакомлении с фактурой предметов внимание детей фиксируется также и на температурных ощущениях, полученных при восприятии различных материалов. Например, металл – гладкий и холодный, «бархатная» бумага – шероховатая и мягкая.
Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятия аппликацией и лепкой.
Особое внимание уделяется работе с мозаикой, которая направлена на совершенствование координации движений и развития осязания.
Занятия с мозаикой начинаются не с непосредственного конструирования (выкладывания фигур), а с общего ознакомления с назначением и приемами работы с деталями. Важно научить ребенка на ощупь находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При этом указательный палец левой руки находит свободное отверстие на рабочем поле мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку и вставляют ее в дырочку, которая находится под указательным пальцем левой руки.
Выкладывание фигур из деталей мозаик способствует освоению ребенком движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой рукой подготавливает ребенка к умению контролировать движения правой руки. Все это очень важно для подготовки руки к письму и чтению по системе Брайля.
На уроках коррекции широко применяется такой вид практической деятельности слепых учащихся, как чтение рельефных рисунков. Важную направляющую и уточняющую роль в организации осязательного восприятия рисунков играет слово педагога. Поэтому обследование изображений незнакомых учащимся предметов сочетается с подробными словесными пояснениями, объяснениями или инструкциями педагога.
Как известно, чтение и письмо в школе для слепых осуществляется с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля, воспринимаемого посредством осязания. Овладение рельефно-точечным шрифтом вызывает у слепых учащихся большие специфические трудности. Письмо по системе Брайля производится на плотной бумаге с целью сохранения точек при многократным прочитывании их руками. Поэтому на накалывание рельефных букв затрачивается много сил.
Таким образом, процесс обучения грамоте незрячих учащихся облегчается и ускоряется при целенаправленном развитии осязания и выработке своеобразных движений рук. А также без индивидуально-дифференцированного подхода и специальной коррекционной работы слепой ребенок будет обречен на неуспех. Но ранняя психолого-педагогическая коррекция позволяет добиться значительных успехов при обучении слепых детей.