Открытый урок в 5 классе.Рыжий кот
Открытый урок в 5 классе.
Тема: "Рыжий кот". Рисование домашних животных
Вид занятия: рисование с натуры, по памяти
Цели
Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, пропорциях, цветовой окраске, характерных признаках родственных животных, устном народном творчестве (сказки, загадки).
Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.
Задачи
Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, научить рисовать шерсть кошки.
Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников.
Воспитывающая: Воспитывать интерес, любовь к живой природе, гуманное отношение.
Оборудование и материалы для учеников:
альбом;
карандаш простой;
акварель;
игрушки-кошки;
книги с иллюстрациями;
сувениры.
для учителя: то же, мел, натурная постановка, методические таблицы “Последовательность выполнения рисунка кошки” (или других животных).
Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений (Киплинг “Маугли”, “Кошка, которая гуляла сама по себе” и др.).
Зрительный ряд: ( по возможности) рисунки методического фонда (учащихся,); работы Ватагина, Е. Чарушина, В. Серова, Леонардо да Винчи, П. Кодтта, Е. Лансере, П. Трубецкой; Рембрандта “Пьющий лев”; К. Петрова-Водкина “Купание красного коня”; репродукции конных памятников, фотография скульптуры животных, птиц.
Технические условия:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран
Ожидаемые результаты:
Закрепление изученного материала, усвоение полученных знаний.
Этапы урока:
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
III. Деятельность учащихся под руководством учителя.
IV. Итоги урока.
Используемые ресурсы из общедоступных источников:
Сайты:
http://www.photoanimal.ru;
http://www.floranimal.ru/show_foto;
поурочные планы автора составителя С.Б.Дроздовой по учебнику В.С.Кузина.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
Урок начинается с чтения загадок о кошках и их “родственниках” из мира животных.
Мордочка усатая,,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
(Слайд № 1. Презентация)
(Слайд 2)
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка)
Мохнатенькая, усатенькая.
Молоко пьет,
Песенки поет. (Кошка)
Мягкие лапки, А в лапках –
Цап-царапки. (Кошка)
Острые ушки,
На лапах подушки.
Усы, как щетки
Дугою спина.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
(Слайд 3)
Уж очень вид у них чудной:
У папы - локоны волной,
А мама ходит стрижена.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша... (Львица)
(Слайд 4)
(Слайд 5, 6)
Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты.
(Слайд№7)
Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве.
(Слайд №8)
Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Художники - анималисты рисуют картины, лепят скульптуры животных, птиц, насекомых,
(слайд №9)
иллюстрируют книги об их жизни в природе. Они хорошо знают их повадки, образ жизни и внешний вид.
- Какие книги о животных вы читали, фильмы смотрели?
- У кого была возможность увидеть диких животных, где? (В цирке, зоопарке)
- У кого из вас есть домашняя кошка или кот?
- Какие у них повадки?
- Что общего у животных ? (Есть голова, туловище, конечности, шея, тело покрыто шерстью.)
(Слайд № 10)
Основные этапы работы художника-анималиста над изображением животного:
Изучение основных форм, частей тела.
Уточнение характерных движений.
Ознакомление с поведением и способами передвижения.
Особенности внешнего вида (кожа, мех).
Изучение среды обитания.
III. Деятельность учащихся под руководством учителя.
(Слайд №12)
Поза животного должна позволять хорошо просматривать формы его тела. То есть рисуем кошку, которая стоит на всех 4-х лапах, мордочкой смотрит на зрителя, хвост “трубой”.
Краткий анализ анатомического строения кошки.
(Слайд №13)
Показываются и объясняются этапы линейного рисунка кота.
Вначале намечается общая величина рисунка кошки на плоскости листа бумаги и уточняются пространственное положение и пропорциональное соотношение частей тела: туловища, шеи, головы, ног, хвоста. Голову располагаем в верхнем левом углу, туловище и лапы - в середине, хвост - справа. Прорисовываются очертания каждой их этих частей. Уточняется весь рисунок как в целом, так и в деталях.
(Слайд №14) В дальнейшем работа над рисунком завершается акварельными красками. При этом обратить внимание детей на возможность передачи шерсти техникой “отдельного мазка”, создание мазком фактуры, материальности изображаемого объекта.
Индивидуальная работа с учащимися.
Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояснений и устного анализа).
Трудны, но полезны и поучительны наброски с живой модели, когда надо передать пропорции животного, заостряя внимание на отдельных деталях. Это помогает видеть фигуру животного в целом, установить соразмерность и связь частей друг с другом и с фигурой, характерными движениями передавая пластику тела.
IV. Итоги урока.
Экспресс-просмотр рисунков, анализ удачных работ. Оценка работ.
(Слайд № 15)
Требования к работам:
анатомически верные (есть все части тела);
соблюдение пропорций;
достаточно крупный размер в листе;
передача движения;
работа над мелкими деталями (шерсть, глаза и др.);
общая выразительность, завершенность;
аккуратность.
(Слайд № 16), (слайд №17)
Уборка рабочих мест.