Совет профилактики 2012/2013
Анализ работы Совета профилактики
ГС(К)ОАУ Школа-интернат №4
За 2012/2013 учебный год
В школе в течении всего 2012-2013 учебного года действует Совет профилактики, в состав которого входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы, заместитель директора по воспитательной работе медицинский работник инспектор ПДН, у
С начала 2012 - 2013 учебного года проведено 8 заседаний Совета профилактики, в ходе которых рассматривались вопросы по оптимизации воспитательной профилактической работы, велась индивидуальная профилактическая работа с учащимися и их родителями. На каждое заседания приглашались родители учащихся, которые нарушают дисциплину, пропускают занятия без уважительных причин.
Между заседаниями Совет профилактики не прекращает работу. Ежедневно заместитель директора по ВР занимается текущими вопросами организации воспитательной работы; профилактики безнадзорности, правонарушений. В течении учебного года посещались семьи
- опекаемых детей (их 10),
- детей стоящих на профилактическом учёте на конец года 15
Советом профилактики анализируется деятельность педагогического коллектива по реализации Закона, корректируется график участия педагогов и родителей в рейдовых мероприятиях. Со всеми учащимися, допустившими нарушение Закона и их родителями, Совет профилактики проводит оперативные мероприятия, направленные на изучение причин отклоняющегося поведения, условий проживания и воспитания ребенка в семье, разрабатывается индивидуальный план работы, направленный на коррекцию поведения учащихся, оказание психолого-педагогической поддержки. Члены Совета профилактики участвуют не только в районных рейдовых мероприятиях, но и школьных операциях «Подросток» по выявлению условий проживания и воспитания в семье учащихся «группы риска». При активном содействии Членов Совета профилактики в школе проводятся мероприятия по пропаганде правовых знаний, по профилактике правонарушений, пропаганде ЗОЖ, профилактике наркомании, табакокурения, употребления алкоголя несовершеннолетними; по организации внеурочной занятости и досуга учащихся.
В течение учебного года организовывались встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, КДН.
В целях контроля за реализацией Закона, классные руководители присутствуют на заседаниях Совета профилактики, в своих выступлениях они отражают основные направления воспитательной профилактической работы.
Отчет о работе Совета профилактики заслушан на совещании при директоре и на заседании Совета школы в мае.
Регулярно, согласно графику, организовано участие педагогов и родителей в рейдовых мероприятиях, родители привлекаются к дежурству на внеклассных, общешкольных мероприятиях.
С семьями, требующими особого внимания, проводится работа по оказанию социальной, психолого-педагогической помощи- тренинги, консультации.
Медицинским работником в целях активизации работы с семьями подготовлены и проведены родительские лектории, разработаны психолого-педагогические рекомендации для родителей по общению с детьми.
Члены Совета профилактики осуществляют контроль за занятостью учащихся «группы риска» в кружках, спортивных секциях. Особое внимание Совет профилактики уделяет организации досуговой деятельности. В школе работают 12 кружков по интересам. Спортивный зал регулярно работает в вечернее время, в выходные, каникулярные дни проводятся спортивные мероприятия. Охват учащихся спортивно-массовой, секционной, клубной работой составляет 95%.
Решения и рекомендации Совета профилактики являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности правонарушений, защиты прав учащихся школы.
В следующем учебном году Совет профилактики продолжит свою работу по объединению усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественной службы школы в создании единой системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе. Продолжит координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.
Для улучшения работы Совета профилактике и педагогического коллектива учреждения на 2013/2014 учебный год Совет профилактики разработал методические рекомендации по профилактике безнадзорности и правонарушений,
Заместитель директора по ВР
Рекомендации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, воспитанников ГС(К)ОАУ Школа-интернат №4
Советы классному руководителю, воспитателю.
Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.
Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять
его в том, в чем его вина не доказана.
Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.
Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».
Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс
общения с ним.
Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий.
Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить».
Основные направления пропаганды здорового образа жизни
1. Тематические классные задачи.
2. Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании,
курения, пьянства и т. д.
3. Рациональное питание.
4. Оптимальный двигательный режим.
Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
1. Список органов самоуправления класса и поручений учащихся.
2. Список занятости учащихся класса в свободное время (посещение кружков
и секций).
3. Социальный паспорт класса.
4. План воспитательной работы на учебный год (утвержденный заместителем
директора школы по воспитательной работе).
5. Состав родительского комитета.
6. Тематика родительских собраний на учебный год.
7. Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОППН
по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, домашний адрес,
сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках
и секциях, шеф-наставник.
8. Тетрадь учета индивидуальной работы с подростками девиантного поведения,
состоящими на внутришкольном учете и неблагополучными семьями по форме:
дата, форма работы, результат.
9. Карточки учета на подростков, состоящих на учете (вместо документов,
обозначенных в п.7 и п.8).
Документация заместителя директора школы по воспитательной работе по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
1. Список органов самоуправления школы, планы работы детских организаций.
2. Расписание работы кружков и спортивного зала.
3. Статистические данные о занятости учащихся в свободное время: посещение
кружков и секций (в разрезе каждого класса).
4. Социальный паспорт школы.
5. План воспитательной работы школы на учебный год (утвержденный
на заседании августовского педагогического совета школы).
6. План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних
учащихся школы как приложение к плану воспитательной работы школы
на учебный год с указанием профилактических операций, совместной работы
с субъектами профилактики.
7. Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОППН
по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, класс, домашний адрес,
сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках
и секциях, шеф-наставник, результативность работы.
8. Журнал учета неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном
учете, на учете в ОППН и в районном банке данных (с указанием закрепленных
субъектов профилактики) по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, класс, домашний адрес, сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и секциях, шеф-наставник, результативность работы.
Организация педагогической помощи:
1. Вести систематический учет в знаниях, учениях и навыках проблемных детей.
2. Организовать помощь учащимся.
3. Выявление о корректировки поведения учащихся
4. Выявления причины наблюдаемых явлений.
5. Изучение личности учащегося.
6. Установить и поддержать систематические отношения и контакты родителями проблемных детей, оказывать им помощь в воспитании детей.
7. Вести систематический учет особо сложных и неблагополучных семей.
8. Привлекать проблемных детей к участию в общественной работе, отмечать их успехи и достижения в ней.
9. Вести дневник наблюдения проблемных детей.
Работа с «трудными» детьми в функциональных обязанностях руководителей школы и воспитателей.
Директор школы
Совместно с администрацией, педагогами школы, продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в школе, атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.
Заместитель директора по учебной работе
Заботится о получении учащимся необходимого образования. Организует дополнительные занятия по предметам, материальное обеспечение, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской или молодежной среде.
Заместитель директора по воспитательной работе
Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает со специалистами субъектов городской системы профилактики, институтами правопорядка, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе.
Социальный педагог
Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона.
Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами субъектов городской системы профилактики, в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственной ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.
Классный руководитель
Решает проблемы в воспитании, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе, группе.
Школьный психолог или психолог
Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Анализирует результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Наставники
Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самовоспитанию.
У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимается влияние окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка.
Учителя - предметники
Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.
Родители
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для нормального содержания, обучения, здоровья, досуга, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают безнадзорного пребывания на улице.
Совет по профилактике правонарушений в образовательном учреждении
Осуществляет контроль, за реализацией школьной программы работы с «трудными» детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.
Инспектор по делам несовершеннолетних отделения по делам несовершеннолетних
С каждым «трудным» школьником, учащимся, уклоняющимся от учебы и труда, проводит индивидуальную работу:
• лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;
• информирует школу, семью о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в милиции;
• выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;
• совместно с учителями, социальными педагогами, администрацией школы определяют меры индивидуального воздействия на «трудных», меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками;
• ведет картотеку лиц, или компьютерный банк данных взятых на профилактический учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, проводит индивидуальную профилактическую работу, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о негативных последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;
Основные направления работы специалистов школы с «трудными» учащимися
Изучение «трудных» детей
Изучение «трудных» учащихся, учеников с девиантным поведением предполагает исследовательскую деятельность воспитателя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.
Диагностическая карта «трудного» школьника
1. Выявление «трудных» школьников с I по XI класс, составление карточек на каждого, с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, состояния здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем, жилищно-бытовых условий и др. показателей.
2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной и трудовой деятельности, проявления волевых качеств.
3. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
4. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Возрастная педагогика в работе с «трудными» детьми.
«Трудный»: младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».
«Трудный»: средний школьный возраст.
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.
«Трудный»: старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Перечень рекомендуемой документации по профилактике безнадзорности и правонарушений
1. Банк данных.
(Дети и подростки с девиантным поведением. Внутришкольный учет).
- Анкеты, характеристики, тестирование;
- заключения, рекомендации психолога;
- заключения, рекомендации школьного врача;
- рекомендации профконсультанта;
- акты обследования, характеристики семьи;
- учет успеваемости;
- учет посещаемости школьных занятий;
- занятость, внешкольная деятельность.
2. План работы Совета по профилактике.
3. Учет индивидуально-воспитательной работы.
4. Работа с родителями.
5. Совместная работа с районными субъектами профилактики, общественными организациями. (План, письма, акты, ходатайства, ответы).
6. Документация на учащихся школы.
7. Учет занятости детей и подростков, стоящих на внутришкольном учете, в т.ч. в каникулярное время.
8. Показатели мониторинга аналитической деятельности. Анализ работы за год.
Перечень мероприятий по работе школы с «трудными» детьми
• Выявление педагогически запущенных детей.
• Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.
• Ведение картотеки «трудных» детей.
• Встречи с работниками ПДН.
• Правовое просвещение «трудных» подростков.
• Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
• Проведение семинара «Трудный подросток» для родителей.
• Организация работы Совета по профилактике правонарушений при директоре.
• Проведение педагогических советов «Работа с трудновоспитуемыми», «Работа с семьями педагогически запущенных детей».
• Организация клубов для «трудных»: выходного дня, на один вечер и др.
• Психологические консультации для детей и родителей.
• Организация психолого-педагогических консилиумов.
• Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
• Индивидуальная работа с «трудными».
• Подбор индивидуального наставника (социальные педагоги, старшеклассники).
• Вовлечение «трудных» подростков в воспитательные центры, кружки, секции.
• Организация летних лагерей, туристических клубов.
• Организация работы спортивных секций.
• Проведение военизированных игр для подростков.
• Проведение круглых столов «Уроки детского досуга», «Мы и наши дети» и др.
• Организация игр - упражнений и игр-тренингов для «трудных» подростков.
Организация помощи «трудным» детям
Формы помощи:
Организация педагогической помощи:
1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
2. Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие синдрома изгоя)
4. Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.
Организация медицинской помощи:
1. Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.
2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.
3. Половое просвещение «трудных» подростков.
4. Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.
Организация психологической помощи:
1. Изучение психологического своеобразия «трудных» учащихся, посещение уроков.
2. Выявление проблем семейного воспитания.
3. Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.
4. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени «трудных» школьников:
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
3. Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства.
4. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных», участие в спортивных секциях и кружках.