Программа социализации
В рамках реализации программы социализации воспитанников
Подготовка воспитанниковГС(К)ОАУ Школы-интерната №4к самостоятельной жизни «Построй себя сам»
|
Социальный педагог: Хорошайлов Н.О.
Пояснительная записка
Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений.
Программа соответствует Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлена на духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса, на формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение, дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников. Содержание программы разрабатывалось на основе принципов: гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях); природосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения); культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков). Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг — ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении.
Раздел 1
Самоидентификация нормы полоролевого поведения человека современной культуры
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Тайна моего «я»; мой автопортрет (умение видеть и понимать себя); внешний облик мальчика, девочки; индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром; умение принять другого как данность |
11-14 лет |
Возрастные этапы; взрослость и ее признаки. Изменения в организме в связи с началом полового созревания. Родословная. Корни семьи. Отличительная роль мужчины и женщины в обществе |
15-18 лет |
Семейные роли человека: мать, отец, бабушка, дедушка и др. Значение каждого члена семьи для ее благополучия. Любовь как основа семейной жизни. Роль семьи в жизни человека. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Женственность и мужественность |
Раздел 2
Гигиена как условие сохраненияздоровья и жизни
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Ежедневный уход за телом; утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Закаливание организма, занятия физической культурой, спортом. Режим дня, учебы, отдыха. Гигиена умственного труда. Соблюдение правил самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой. Аккуратность и чистота одежды, обуви; уход за ними |
11-14 лет |
Личная гигиена подростка. Закаливание организма, занятия спортом. Основные сведения об инфекционных заболеваниях и их профилактике. Курение и алкоголизм, их влияние на организм человека |
15-18 лет |
Гигиена юноши, девушки. Правила ухода за кожей лица. Формирование индивидуального внешнего вида. Основы макияжа. Правила самоуправления организмом. Принципы и нормы здорового образа жизни юноши и девушки, медицинские и социальные последствия их несоблюдения. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи |
Раздел 3
Этические нормы жизникак регулятор поведения людей
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Поведение в столовой (эстетика приема пищи, уборка посуды), в актовом зале, на концерте, в общественных местах (выставка, музей, парк, магазин, поликлиника и др.) Поведение в школе, бережное отношение к книгам, одежде, имуществу. Культура чтения. Расширение сведений о формах обращения к старшим, сверстникам, незнакомым людям. Общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления, пожелания, просьбы, умение сопереживать, спорить). Освоение товарищеских норм отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь, сочувствие); манеры поведения |
11-14 лет |
Поведение в общественных местах (библиотека, почта, рынок, магазин и т.д.) Поведение в гостях; визиты с различной целью (к больному, в семью одноклассника, визит поздравления). Культура речи при общении по телефону; речевой этикет как форма отношения к человеку; формирование привычки ориентироваться на другого. Знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Человек в группе: выбор группы, учебные группы, по интересам, группы подавления. Вербальные и невербальные этикетные знаки. Жест, мимика, тон, поза, походка, взгляд и т. д. |
15-18 лет |
Поведение в общественных местах (кафе, театр, музей, лекция, на танцевальном вечере, в гостинице, на вокзале) и транспорте (автобус, трамвай, поезд, самолет). Культура речи. Этикетные ситуации знакомства, приглашения, обращения, привлечения внимания. Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Умение сохранить свое «я». Совершенствование манеры поведения |
Раздел 4
Общение с детьми и взрослыми
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Привычка быть приветливым, доброжелательным; неприятие грубой речи. Навыки общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми |
11-14 лет |
Отношения с близкими, незнакомыми людьми. Развитие коммуникативных качеств в процессе специально организованной деятельности. Терпимость по отношению к другим. Формирование и развитие интимно-личностной формы общения |
15-18 лет |
Открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения. Отношение к неприятностям, неудачам, невзгодам, горю и страданию. Виды общения (деловое, свободное, игровое, во время отдыха, праздничное и т.д.). Умение использовать различные формы общения (беседа, дискуссия). Умение избежать конфликта. Активное участие воспитанников в различных, специально организованных ситуациях общения (игра, труд, учеба, праздник, досуг и т.д.) Формирование интимно-личностных отношений (дружба, увлеченность, любовь) |
Раздел 5
Природный мир вокруг нас. Человек как часть природы. Экологическая культура
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Умение воспринимать, беречь и создавать красоту природы. Уважение эстетических вкусов другого человека. Умение разводить костер, собирать ягоды, грибы. Правила поведения во время походов |
11-14 лет |
Краеведение. Фауна и флора места, где живет ребенок |
15-18 лет |
Общение человека с природой. Отображение природы в искусстве. Неживая природа в культуре жизни: камни, песок, вода. Бережное отношение к «природе рядом» |
Раздел 6
Отечество (Родина) как место,где человек родился
и познал счастье жизни
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Содержание понятия Родины: люди, язык, нравы, история, события, природа, традиции, привычки, мировоззрение |
11-14 лет |
Знание Родины, ее людей, истории. Гордость за Родину |
15-18 лет |
Человек как патриот своей Родины. Труд на благо Родины. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества |
Раздел 7
Правовые нормы жизни
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Права и обязанности воспитанников. Государство по отношению к другому человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание |
11-14 лет |
Конституция России. Экономические, социальные и культурные права человека |
15-18 лет |
Система правоохранительных органов. Уголовное право. Преступление. Правовая культура - важнейший элемент общей культуры человека |
Раздел 8
Культура взаимодействиясо средой проживания
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Твое рабочее место. Правила подготовки мест для учебной, трудовой, досуго-игровой деятельности и отдыха |
11-14 лет |
Культура взаимодействия со средой проживания. Культура устройства рабочего места (освещение, расположение предметов личного пользования, школьных принадлежностей) |
15-18 лет |
Участие в планировании, оформлении интерьера места проживания и деятельлости |
Раздел 9
Формирование умений и навыков труда
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Уметь играть в подвижные, интеллектуальные игры. Знать и уметь пользоваться утюгом, стиральной машиной, теркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником. Правила стирки. Правила сервировки стола. Использование столовых приборов по назначению. Уметь готовить: блюда из картофеля, капусты, овощные салаты, варить кисель, компот. Делать своими руками: аппликации из ткани, соломки, мягкие игрушки, штопать, вязать. Работать: простейшими инструментами, на ручной швейной машинке |
11-14 лет |
Уметь играть в подвижные, спортивные, интеллектуальные игры. Умение пользоваться миксером, соковыжималкой, телефоном, магнитофоном. Участие в приготовлении праздничного стола, вечернего чаепития и т.д. Уметь готовить: супы, молочные блюда, блины, какао, кофе, пудинги, оладьи, запеканки. Делать своими руками: изделия из дерева, игрушки для малышей, ремонт одежды |
15-18 лет |
Умение пользоваться фотоаппаратом, бытовой техникой. Участие в консервировании овощей, фруктов, ягод. Уметь готовить: мясные, рыбные блюда, изделия из дрожжевого теста, кондитерские изделия. Делать своими руками: простейшие ремонтные работы техники, жилища, шить и вязать для себя. Работать с бытовой техникой |
Раздел 10
Правила ухода за жилым помещением,растениями, животными
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Уборка жилого помещения, средства по уходу за жилищем. Выращивание комнатных растений. Уход за посадками, подкормка растений, выращивание рассады. Участие в других сельскохозяйственных работах. Уход за домашними животными, заготовка кормов |
11-14 лет |
Уход за мебелью, подготовка жилища к зиме: утепление окон, дверей. Работа в саду, на огороде, в теплице. Уборка урожая, участие в других сельско-хозяйственных работах. Уход за животными, находящимися в живом уголке, на мини-фермах; заготовка кормов |
15-18 лет |
Уход за ванной, раковиной, унитазом; правила использования моющих средств; периодичность уборки кухни; создание интерьера, участие в ремонте (побелка, покраска, оклеивание стен обоями и др.). Работа в саду, на огороде, на минитфермах. Уборка урожая, закладка овощей на хранение. Уход за животными |
Раздел 11
Познакомиться с профессией
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Познакомиться с профессией: шофера, продавца, врача, воспитателя, почтальона, швеи, строителя, машиниста. Чествование взрослых в день их профессионального праздника. Црофориентационное краеведение |
11-14 лет |
Познакомиться с работой предприятий пищевой промышленности, транспорта и связи, сельскохозяйственными предприятиями; учреждениями начального профессионального образования |
15-18 лет |
Познакомиться с работой предприятий коммунального хозяйства, медицинскими учреждениями; учреждениями высшего профессионального образования |
Раздел 12
Экономика и ее роль в жизни человека. Финансово-денежные нормативы жизни
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Первоначальные представления о формах собственности. По поручению взрослых самостоятельно делать покупки. Деньги и труд. Способ заработать деньги. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека |
11-14 лет |
Труд в домашнем хозяйстве. Эффективность ведения домашнего хозяйства. Свой сад, огород, подсобное хозяйство как экономические объекты. Источники денежных доходов в семье. От чего зависит экономическое благосостояние семьи |
15-18 лет |
Бюджет, доход, расход семьи. Планирование расходов. Анализ ежедневных расходов. Экономия средств. Распределение денег на определенный период времени (день, неделю, месяц, год и т. д.) |
Раздел 13
Основы безопасностижизнедеятельности
Возраст |
Социальные знания, умения, навыки |
7-10 лет |
Безопасный маршрут в школу, в магазин и т.д. Правила поведения при пожаре, других стихийных бедствиях. Ориентация на местности. Знать подробный адрес, ориентироваться в плане-схеме города, основные социальные объекты. Личностное пространство человека: предметное пространство, место, которое занимает человек в жизни других людей |
11-14 лет |
Знать правила поведения в экстремальных ситуациях. Правила поведения в криминогенной ситуации. Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром |
15-18 лет |
Уметь находить выход из сложных ситуаций (ссора, драка, потеря, кража, нападение). Самооборона и ее пределы. Поведение в условиях вымогательства и шантажа. Мое «Я» как отдельный внутренний мир. Гармония и дисгармония моего «Я». Взаимодействие моего «Я» с миром: как принимает меня мир; как я принимаю мир. Жизненная позиция «иметь», «быть», «творить» |
Литература
1. Абдрахманова Г. С. Критерии и показатели эффективности управления школой. // Наука и школа, 1998, № 6.
2. Актуальные проблемы социальной работы в России. // Педагогика, 1993, № 6.
3. Алферов Ю. С. и др. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом: Пособие для работников органов управления образованием и образовательных учреждений. // Под ред. Ю. С. Алферова и В. С. Лазарева — М. Российское педагогическое агентство, 1997.
4. Арамов И. А. Изучение ребенка в детском доме. // Детский дом, 1928, № 1.
5. Аттестация: достоинства и недостатки существующей модели.//Директор школы, 1998, № 2. ,
6. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. — Ярославль, 1997.
7. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. М.: НИИ детства РДФ» 1993.
8. Бестужев-Лада И. В. Школа XXIвека: Размышления о будущем. // Педагогика, 1993, № 6.
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. // Под ред. Д. И. Фельдшейна. 2-е изд. М.: Воронеж, 1997.
10. БондаревскаяЕ. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика, 1999, № 4.
11. Бочарова В. Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.
12. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Воспитательные дома. Энциклопедический словарь. СПб., 1892.
13. Брускова Е. Семья без родителей. М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 1993.
14. Васильева В. М. Детский дом и его задачи в третьей пятилетке. // Советская педагогика, 1939,№11-12.
15. Васильева В. М. О детских домах по педагогическим журналам. // На путях к новой школе, 1924, № 7.
16. Виноградова Е. В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: диссертация. М., 1992.
17. возрастные особенности психического развития детей. // Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1982.
18. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия. Ред. –сост. Н.П. Иванова. М.: АПО.