Педагогическая работа
В течение 2010-2013 года деятельность педагогических работников осуществлялась в рамках работы над единой методической темой: «Повышение компетентности педагога – основа высокой эффективности образовательного и воспитательного процесса в коррекционном учреждении».
Педагоги были ориентированы на решение следующих задач:
1. Определение и внедрение в практику работы вариантов стандарта обучения, применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальной недостаточностью, исходя из единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие педагогического потенциала (переобучение, креативность, материальное стимулирование, новые подходы к аттестации педагогов).
3. Работа по совершенствованию педагогического мастерства сотрудников школы через следующие формы методической работы:
-педагогические советы;
-методические советы и методические совещания;
-самообразование;
-открытые уроки, мероприятия;
-помощь молодым специалистам;
-предметные недели, внеклассные предметные мероприятия;
-семинары;
-педагогический мониторинг;
-организацию и контроль курсовой системы повышения квалификации;
-аттестацию.
4. Укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения учреждения, создание безопасных условий в УВП и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
5. Организация качественной работы с категорией «трудные дети», семьями детей «группы риска» и социально-опасными семьями.
6. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся, воспитанников через повышение воспитательского потенциала урока и воспитательских занятий.
7. Оптимизация процесса развития личности ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях учебной деятельности и внеклассной работы.
8. Повышение качества знаний и общей культуры учащихся:
· Включение каждого школьника в работу на учебных занятиях в качестве активного участника образовательного процесса.
· Повышение влияния школы на социализацию обучающихся, воспитанников, их самоопределения в отношении будущей профессии.
· Профилактика преступности, девиантных форм поведения и пагубных привычек.
9. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе с целью сохранения физического и психического здоровья школьников.Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса были:
· Выполнение всеобуча;
· Состояние преподавания учебных предметов;
· Уровень ЗУН учащихся;
· Качество ведения школьной документации;
· Выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
· Подготовка и проведение экзамена;
· Выполнение решений педагогических советов и совещаний.
Формы контроля, используемые в школе:
· Классно-обобщающий контроль в классах (фронтальный вид контроля, то есть контроль деятельности учителей, классных руководителей, работающих в одном классе);
· Уровень ЗУН (контрольные работы);
· Обзорный контроль (тематический вид) – обеспеченность обучающихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов;
· Контроль календарно-тематического планирования коррекционных воспитательских занятий;
· Выполнение программ и минимума контрольных и проверочных работ по всем предметам;
· Организация повторения учебного материала за курс начальной школы в 5 классе; организация итогового повторения;
· Организация работы кружков, секций;
· Система работы учителей с тетрадями обучающихся;
· Посещаемость занятий;
· Работа с отстающими и «трудными» обучающимися;
· Готовность к новому учебному году;
· Контроль по четвертям, полугодиям, итоговый контроль (годовой на коней учебного года в переводных классах), предварительный контроль (пред экзаменами в выпускном классе), итоговый контроль (экзамен в выпускном классе).
Методы контроля:
· Наблюдение (посещение уроков);
· Изучение документации;
· Проверка знаний (контрольные, практические работы);
· Анкетирование;
· Анализ.
Администрацией школы посещаются уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.
Об разовательный процесс осуществляют:
По категорийности
|
Всего |
В/К |
1К |
Б/К |
Учителя |
26 |
6 |
15 |
5 |
Соцпедагог |
1 |
- |
- |
1 |
Психолог |
1 |
- |
1 |
- |
Методическая работа.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей и воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возросла в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Цель методической работы школы – оказание действенной помощи учителям и воспитателям в улучшении организации обучения и воспитания обучающихся, воспитанников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического коллектива и администрации школы.
Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:
· изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
· диагностика профессиональных запросов учителей, воспитателей;
· подготовка учителей и воспитателей к аттестации;
· курсовая переподготовка;
· организация и проведение теоретических семинаров и методических дней по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по проблемам обучения и воспитания детей с ОЗВ, методики проведения отдельных видов учебных занятий;
· информатизация образовательного процесса, внедрение информационн-коммуникационных и коррекционно-развивающих технологий;
· анализ и коррекция подготовки обучающихся по результатам текущей успеваемости;
· выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и МО в целом;
· изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической работы других ОУ.
При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы работы:
üтематические педагогические советы (; раза в год);
üметодические совещания;
üзаседания методических объединений(1 раз в четверть)
üработа учителей по самообразованию;
üпредметные недели, отдельные внеклассные мероприятия по предметам;
üтеоретические семинары;
üоткрытые уроки учителей, открытые воспитательские занятия;
üметодические выставки;
üразработка методических рекомендаций в помощь учителю, воспитателю;
üаттестация учителей;
üкурсовая подготовка;
üпедагогический мониторинг.
Во главе методической службы стоит методический совет школы.
Цель методической службы: способствовать повышению педагогического мастерства учителей.
Методический совет ведет свою работу по следующим направлениям:
· создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
· координация работы методических объединений учителей, воспитателей;
· реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;
· анализ качества обученности учащихся, определение путей коррекции;
· определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;
· проведение внутришкольных семинаров;
· утверждение рабочих программ.
Методический совет осуществляет свою деятельность через работу школьных методических объединений:
üМО учителей начальных классов;
üМО учителей гуманитарного цикла;
üМО учителей естественно-математического цикла;
üМО воспитателей.
Возглавляют работу методических объединений ответственные и профессиональные педагоги: Завьялова Т.И., Короткова В.А., Симакова Л.Б. Руководители стараются организовать работу своих учителей интересно, используя практический опыт, знакомя с новыми технологиями работы, изучая и внедряя этот опыт, помогают в работе администрации школы по осуществлению общешкольного контроля. Руководители подают пример в проведении открытых уроков, мероприятий, участии в семинарах, конкурсах, тематических неделях, Интернет-форумах.
Педагоги начальной школы постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей – единомышленников. В этом большая заслуга руководителя МО Завьяловой Т.И. пУчителя повышали свой профессиональный уровень, участвуя:
üВ конференции Интернет –форуме с целью: поиск новых форм, методов, путей организации учебно-воспитательного процесса в школах для детей с нарушением зрения. (Завьялова Т,И. «Практическое использование ИКТ на уроках в начальной школе», Северова Н.В. «Развитие мелкой моторики у слабовидящих детей»)
üШкольном дефектологическом семинаре (Орешкина Е.А. «Особенности обучения детей с ЗПР»)
üГородском дефектологическом семинаре (Северова Н.В. «Роль кинезиологических упражнений в развитии ,обучения слабовидящих школьников»)
üВ работе педагогического совета школы (Полыгалина Е.А. Орешкина Е.Е «Как мы опеку превращаем в гиперопеку?»)
üВ работе МО учителей начальных классов (Осинцева Г.В. «Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей», Северова Н.В. «Предупреждение неуспеваемости учащихся», Полыгалина Е.А. «Работа по предупреждению неуспеваемости школьников и воспитанию положительного отношения к учебе», Завьялова Т.И. «Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников»).
üУчителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами, размещая материал на школьном сайте.
Тема работы МО естественно-математического цикла: «Формирование у учащихся устойчивых познавательных интересов через учебную и внеклассную работу». Учителя данного МО показали наибольшую активность в проведении отк5рытых уроков и внеклассных мероприятий, выступлениях на педагогических советах, семинарах. Учитель Козлова Т.А. провела открытые уроки в 5. 6,7, 9классах, Андреева А.В. в 7,5 классах, Короткова В.А. в 5, 8, 10 классах. Уроки получили хорошие отзывы у коллег, учителя показали высокую методическую грамотность, использование компьютерных технологий. На открытых уроках использовались компьютерные технологии, новые формы уроков, что вызвало активность и заинтересованность обучающихся. Высокую активность проявили дети в Неделе наук «В лабиринте знаний», где использовались активные формы работы: викторины (короткова В.А., Мокеева Т.В.), олимпиады, познавательные игры(Гулевич Л.М.), математическая гостиная (Козлова Т.А.). Семнадцать старшеклассников приняли участие во Всероссийском конкурсе по географии «Альбус». Педагоги МО активно привлекались к работе по внутришкольному контролю (Мокеева Т.В., Короткова В.А., Козлова Т.А., Гулевич Л.М.), к разработке школьных проектов по оформлению школьных рекреаций, эскизов оформлении, материалов выставочных стендов. Все уроки и мероприятия размещены на школьном сайте, кроме того учитель Мокеева Т.В. имеет свой персональный сайт.
Учителя МО гуманитарного цикла работали над методической темой «Активные формы и методы работы на уроке как эффективное средство развития качеств личности, отвечающих требованиям общества, задачам построения демократического гражданского общества». Надо отметить, что активность учителей МО проявлялась в привлечении детей в конкурсах, викторинах семинарах различного уровня: городской конкурс «Осень в Свободном»» (Суркова В.И -3 диплома, 1 благодарность), областной литературный конкурс «Я читаю, значит – живу» (Капорова О.Ю. – 8 чел.), городской литературный конкурс, посвященный 155-летию Амурской области «Малая родина – большая страна», областная краеведческая викторина, посвященная 155-летию Амурской области (Капорова О.Ю., Султанова О.В. – 16 участников, 3 место), городской конкурс «Расцветай, моя сторонушка» (Суркова В.И. -5 участников), областной конкурс «Созвездие» (Суркова В.И.- 5 участников). Проведение на базе школы-интерната городского семинара руководителей школьных музеев (Султанова О.В. – 5 участников).
За последние 3 года по мониторингу знаний по предметам гуманитарного цикла видна динамика роста качества знаний по предметам от 40% до 61% по русскому языку, английскому языку; от 50% до 72% по литературе. В дальнейшем, руководителю МО следует обратить внимание на проблему применения эффективных форм и приёмов обучения, активное внедрение информационных технологий в учебный процесс.