Советы классному руководителю, воспитателю.
Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.
Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять
его в том, в чем его вина не доказана.
Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.
Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».
Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий.
Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить».
Основные направления пропаганды здорового образа жизни
1. Тематические классные задачи.
2. Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании,
курения, пьянства и т. д.
3. Рациональное питание.
4. Оптимальный двигательный режим.
Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
1. Список органов самоуправления класса и поручений учащихся.
2. Список занятости учащихся класса в свободное время (посещение кружков
и секций).
3. Социальный паспорт класса.
4. План воспитательной работы на учебный год (утвержденный заместителем
директора школы по воспитательной работе).
5. Состав родительского комитета.
6. Тематика родительских собраний на учебный год.
7. Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОППН
по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, домашний адрес,
сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках
и секциях, шеф-наставник.
8. Тетрадь учета индивидуальной работы с подростками девиантного поведения,
состоящими на внутришкольном учете и неблагополучными семьями по форме:
дата, форма работы, результат.
9. Карточки учета на подростков, состоящих на учете (вместо документов,
обозначенных в п.7 и п.8).