Роспись пасхального яйца
Занятие по трудовому обучению в 5-6 класс «Роспись пасхального яйца»
Цель занятия.
Познакомить учащихся с видами пасхальных яиц.Научить расписывать яйца приемом крапанки. Воспитывать уважение к традициям.
Материал: яйцо сырое, воск, палочки для рисования, салфетки, краски, луковая шелуха, поделки.
Ход занятия:
1. Воспитатель:
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес.
Христос воскрес!
Христос воскрес!
« А.Майков»
Во время рассказа учитель показывает раскрашенные яйца: деревянные, окрашенные в красный цвет, вязанные и т.д.
Пасха на Руси считалась празд¬ником всех праздников. Потому так был, любим народом этот праздник, потому так радостно, щедро звонили колокола в пасхальное воскресенье.
К Пасхе во всех домах пекли куличи и делали творожную пасху и обязательно красили яйца.
Обычай обмениваться на Пас¬ху красными яичками, говоря: «Христос Воскресе!», давний. Считалось, что яйцо — знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную.
Однако яйца почитали и раньше, ещё в дохристиан¬ские времена. В славян-ских поверьях яйцо слу¬жило символом Солнца и Жизни. А как могли выра¬зить предки глубокое к нему уважение? Конечно, украсив любимый предмет. Так возникли КРАШЕНКИ. Позднее на яйца стали на¬носить красивый орнамент. Появились ПИСАНКИ.
Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют:
• Крашенки – от слова «красить»;
• Драпанки - яйца, узор на скорлупу которых наносят острым предметом;
• Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть «покрывать каплями»;
• Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца.
Крашен¬ка — это окрашенное вареное яйцо. Его съедали, им поминали усопших родителей на кладби¬ще, использовали в играх. А писанка - сырое яйцо, покрытое разноцветными узорами-символами. Яйца должны быть обязательно оплодотворенными, «живыми». Писанка вареного яйца теряла бы самое главное — символ жизни и магическую силу.
Только славянские народы делали писанки. Считалось, что они скрепляют, объединяют чле¬нов семьи, из дома уходит все плохое.
При росписи широко использовали знаки – символы, например:
• точка - начало начал, семена будущей жизни;
• круг - солнце, символ жизни;
• ёлочка - символ здоровья;
• барашек - символ благополучия;
• конь - символ солнца;
• олень - символ нарождающейся жизни.
Одно древнее верование гласит, что если обычай — делать писанки — забудется, то прикованное ныне чудо¬вище порвет свои узы и уничтожит жизнь... В год, когда писанок делается мало, его оковы якобы ослабевают и распространяется зло. Когда же их мно¬го, чудовище неподвижно, ибо любовь побеждает зло.
Окраши¬вание яиц на ПАСХУ на¬чинается с Чистого четверга. Пасхальные яйца самые яркие, са¬мые нарядные!
Писанки дарили близким не только на Пасху, но и на вся¬кий другой праздник, особенно в день рождения.
Сейчас на пасху яйца красят разными красками.
Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней.
2. Учитель: - Сегодня мы научимся окрашивать яйца приемом крапанья и яйца будут называться – крапанки.
В изготовлении крапанка сложнее крашенки, но проще писанки. Яйцо окрашивают в определенный цвет. После того, как оно остынет, на него капают воском и еще раз окрашивают. После воск аккуратно соскребают, и яйцо становится необыкновенно пятнистым.
3. Практическая работа.
Учащиеся окрашивают яйцо в светлый тон. Затем воском наносят капельки на яйцо. Варим яйца в луковой шелухе.
В нашей семье хранится другой обычай окрашивания яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца мы обваливают в сухом рисе, заворачиваем в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варим в луковой шелухе обычным способом.
4. Воспитатель: Но на Пасху принято дарить не только крашеные яйца, но и пасхальных зайчиков. Они могут быть и съедобными, и игрушкой. (показывает сувенир – зайку).
Девочки показывают поделки цыпленок, кукла Пасха, курица с цыпленком.
Оформление блюда под пасхальные яйца.
Итог занятия.
Первуюписанку на ПАСХУ делали для родителей.
СИМВОЛИКА РИСУНКОВ
Истоки изображенных на писанках симво¬лов следует искать ещё в каменном веке, когда возникает геометрический рисунок.
Существуют сотни узоров-сим¬волов, магических знаков-оберегов.
Популярным мотивом росписи являет¬ся так называемый «бесконечник», который трактуется как символ безостановочного хода жизни, продолжения рода, другое название этого мотива - «цыганские дорожки». Это волнистая линия, которая является границей между двумя цветовыми полями и пролегает по четырём «меридианам» и «экватору» яйца.
Каждый рисунок имеет свою историю и значение.
Вот, к примеру, узор «Ба¬раньи рожки». Легенда гла¬сит, что он оберегает от мо¬роза. На Киевщине и Кубан-щине в холода надевали суконную шапку — еломок, украшенную сверху цветком с бараньими рожками. Еломок берёг тепло и здо¬ровье. Этот узор-оберега перешёл и на яйцо.
А вот другая роспись — «Метелики» — бабочки. Она пришла с Херсонщины. Порхает по яичку стайка бабочек. Верхний ряд всегда летит вправо, ниж¬ний — влево. И обратите внимание - основа крылы¬шек — спираль. А счита¬ется, что спираль передаёт человеку космические силы.
Это — бесконечники — знаки воды, символы бес¬конечной жизни.
Это — знаки движения солнца по небу.
Символ бессмертия
Символ связи с потусторон¬ним миром.
Листья дуба, калины — сим¬волы силы и мужества.
Солнечные знаки.
БЕСКОНЕЧНИКИ -
знаки воды,
Символы бесконечной
жизни; СПИРАЛЬ -
придает человеку
космические силы, укрепляет характер
СОЛНЕЧНЫЕ ЗНАКИ -
движение солнца по небу;
символ бессмертия.
ЛИСТЬЯДУБА, КАЛИНЫ -
символы
силы и
мужества;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАЗМЕТКА КАРАНДАШОМ
Яйцо для росписи должно быть сырое, гладкое, без наростов и ше-роховатостей и без микротрещин, которые хорошо просматриваются на просвет.
Чернильные штампы уда¬ляются при помощи травления в 9 % уксусе.
На 1стакан воды 1 ст. ложка уксуса 9 %
необходимо погрузить яйцо на 2 мин. в стакан
Мягкой зубной щёткой легко снимаются чернила, затем яйцо про¬мывается с мылом в проточной воде.
На сухое чистое яйцо при по¬мощи карандаша с маркиров¬кой ТМ наносится рисунок ор¬намента.
Композиционную основу орнамента, составляют линии делящие яйцо вдоль (по «меридианам») и поперёк (по «экватору» и «параллелям»).
Нанесение рисунка воском
После всех подготови¬тельных работ - подготовки красителей и разметки яйца – можно приступать к роспи¬си яйца. Главный принцип росписи заключается в том, чтобы горячий воск покрыл и сохранил (зарезервировал) нужный красочный слой.
Техника окрашивания пи¬санок состоит в том, что спе¬циальным приспособлением - «писачком», «писальцем» или «кйсткой» в который опускают растапливают пчелиный воск, тонкими линиями выполня¬ют рисунок на поверхности яйца - так называемая техни¬ка «горячего батика».
Окрашивание
Сначала писачком выполняем все узоры, которые должны оста¬ваться белыми. После этого яйцо помещаем в желтую краску при¬мерно на пять минут. Окрашенное в первый цвет яйцо достаем из банки ложкой и сушим бумажной салфеткой мягкими, промакивающими движениями. За¬тем покрываем воском ту часть узора, которая должна остаться желтой.
Далее яйцо окрашивается в оран¬жевый цвет, и вновь часть узора, ос-тающаяся оранжевой покрывается воском.
Затем переходим к красному цвету (иногда двух оттенков - посветлей и потемней) и завершаем окрашивание черным. Перед каждым погружением яйца в краску, покрываем воском узо¬ры очередного колера от самого свет¬лого до самого темного.
Снятие воска
Все восковые линии и пятна снимают¬ся мягкой бумагой или ветошью. Для этого окрашенное яйцо подносим к горящей свече сбоку на расстояние 2-4 миллимет¬ра и, осторожно нагревая, расплавляем воск, который стираем салфеткой.
Готовую писанку можно выду¬вать. Для этого нужно сохранить весь рисунок на писанке, опустив сначала один конец, затем другой в горячий, чистый парафин. С широкой части писанки тонкой острой иглой, а затем тонким круглым надфилем осторожно делаем отверстие. На противоположном «полюсе» делаем отверстие меньшее. Разболтав содержимое яйца спицей, выдуваем его через дыроч¬ки. Затем скорлупу писанки нужно промыть изнутри шприцем с водой 2-3 раза. Просушиваем яйцо. Стенки «выдутки» укрепляем также парафином изнутри. Его вливаем горячим через отверстия и, встряхивая (перекатывая), равномер-но покрываем внутреннюю поверх¬ность скорлупы.
В старину сквозь отверстия «выдутки» пропускали цветную шерстя¬ную нитку и, распушив кончик нитки «кисточкой», подвешивали яйца за нитку к божнице.
в Карпатах, бытует старин¬ная легенда про злого духа.
Его зовут Пекун-щезбы. Он живет в ди¬ком, безлюдном ущелье и уже давно мечтает о конце света. А когда приходят к нему гонцы, посланные в мир, спрашивает:
- Есть ли там сироты при живых родителях?
- Есть,— отвечают гонцы.— Все детдома забиты...
- Это хорошо,— говорит Пекун.— А дети бросают мать без про¬питания?
— Бросают,— кричат гонцы.
Улыбается злой дух. Доволен. Видно, конец света не за горами. Допытывает:
- Сестры и братья меж собою враждуют? Сосед на соседа клеве¬щет?
Враждуют. Клевещут. Радуется Пекун-щезбы. Может, уже наступа¬ет конец света? Вот попируем...
И тут задает он очень важный вопрос:
- А дарят ли люди друг другу эти... ну, как их... запамятовал... писанки?
В смущенье кивают головами гон¬цы:
- Дарят. Парубки девчатам. Девчата парубкам. На любовь, на сватовство намекают. И детям да¬рят, чтоб играли. И из дома в дом носят. Чтобы, значит, ссор-ссор ни¬когда.
Страшной гримасой искривляется лицо злого духа. Мечется в безум¬ной ярости. Буйствует.
Пока пишут, пока дарят друг дру¬гу писанки на великодень, стоит свет. Ироду лютому, сатане окаян¬ному назло.
Стоит и вовек не кончится.
«Пасхальная сказка: история пасхального яйца»