ГОАУ АО

"Свободненская специальная (коррекционная) 

школа-интернат"

"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ воспитания не будет действительно успешным"

                                     С. Смайлс

Версия для слабовидящих

    Роспись пасхального яйца

    Занятие по трудовому обучению в 5-6 класс «Роспись пасхального яйца»

    Цель занятия.

     Познакомить учащихся с видами пасхальных яиц.Научить расписывать яйца приемом крапанки. Воспитывать уважение к традициям.

    Материал: яйцо сырое, воск, палочки для рисования, салфетки, краски, луковая шелуха, поделки.

    Ход занятия:

    1. Воспитатель:

    Вот просыпается земля

    И одеваются поля,

    Весна идёт, полна чудес.

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    « А.Майков»

    Во время рассказа учитель показывает раскрашенные яйца: деревянные, окрашенные в красный цвет, вязанные и т.д.

    Пасха на Руси считалась празд¬ником всех праздников. Потому так был, любим народом этот праздник, потому так радостно, щедро звонили колокола в пасхальное воскресенье.

    К Пасхе во всех домах пекли куличи и делали творожную пасху и обязательно красили яйца.

    Обычай обмениваться на Пас¬ху красными яичками, говоря: «Христос Воскресе!», давний. Считалось, что яйцо — знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную.

    Однако яйца почитали и раньше, ещё в дохристиан¬ские времена. В славян-ских поверьях яйцо слу¬жило символом Солнца и Жизни. А как могли выра¬зить предки глубокое к нему уважение? Конечно, украсив любимый предмет. Так возникли КРАШЕНКИ. Позднее на яйца стали на¬носить красивый орнамент. Появились ПИСАНКИ.

    Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют: 

    • Крашенки – от слова «красить»;

    • Драпанки - яйца, узор на скорлупу которых наносят острым предметом;

    • Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть «покрывать каплями»;

    • Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца.

    Крашен¬ка — это окрашенное вареное яйцо. Его съедали, им поминали усопших родителей на кладби¬ще, использовали в играх. А писанка - сырое яйцо, покрытое разноцветными узорами-символами. Яйца должны быть обязательно оплодотворенными, «живыми». Писанка вареного яйца теряла бы самое главное — символ жизни и магическую силу.

    Только славянские народы делали писанки. Считалось, что они скрепляют, объединяют чле¬нов семьи, из дома уходит все плохое.

    При росписи широко использовали знаки – символы, например:

    • точка - начало начал, семена будущей жизни;

    • круг - солнце, символ жизни;

    • ёлочка - символ здоровья;

    • барашек - символ благополучия;

    • конь - символ солнца;

    • олень - символ нарождающейся жизни.

    Одно древнее верование гласит, что если обычай — делать писанки — забудется, то прикованное ныне чудо¬вище порвет свои узы и уничтожит жизнь... В год, когда писанок делается мало, его оковы якобы ослабевают и распространяется зло. Когда же их мно¬го, чудовище неподвижно, ибо любовь побеждает зло.

    Окраши¬вание яиц на ПАСХУ на¬чинается с Чистого четверга. Пасхальные яйца самые яркие, са¬мые нарядные!

    Писанки дарили близким не только на Пасху, но и на вся¬кий другой праздник, особенно в день рождения.

    Сейчас на пасху яйца красят разными красками.

    Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней.

    2. Учитель: - Сегодня мы научимся окрашивать яйца приемом крапанья и яйца будут называться – крапанки.

    В изготовлении крапанка сложнее крашенки, но проще писанки. Яйцо окрашивают в определенный цвет. После того,  как оно остынет, на него капают воском и еще раз окрашивают. После воск аккуратно соскребают, и яйцо становится необыкновенно пятнистым.

    3. Практическая работа.

    Учащиеся окрашивают яйцо в светлый тон. Затем воском наносят капельки на яйцо. Варим яйца в луковой шелухе.

    В нашей семье хранится другой обычай окрашивания яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца мы обваливают в сухом рисе, заворачиваем в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варим в луковой шелухе обычным способом.

    4. Воспитатель: Но на Пасху принято дарить не только крашеные яйца, но и пасхальных зайчиков. Они могут быть и съедобными, и игрушкой. (показывает сувенир – зайку).

    Девочки показывают поделки цыпленок, кукла Пасха, курица с цыпленком.

    Оформление блюда под пасхальные яйца.

    Итог занятия.

    Первуюписанку на ПАСХУ делали для родителей.

    СИМВОЛИКА РИСУНКОВ

    Истоки изображенных на писанках симво¬лов следует искать ещё в каменном веке, когда возникает геометрический рисунок.

    Существуют сотни узоров-сим¬волов, магических знаков-оберегов.

    Популярным мотивом росписи являет¬ся так называемый «бесконечник», который трактуется как символ безостановочного хода жизни, продолжения рода, другое название этого мотива - «цыганские дорожки». Это волнистая линия, которая является границей между двумя цветовыми полями и пролегает по четырём «меридианам» и «экватору» яйца.

    Каждый рисунок имеет свою историю и значение.

    Вот, к примеру, узор «Ба¬раньи рожки». Легенда гла¬сит, что он оберегает от мо¬роза. На Киевщине и Кубан-щине в холода надевали суконную шапку — еломок, украшенную сверху цветком с бараньими рожками. Еломок берёг тепло и здо¬ровье. Этот узор-оберега перешёл и на яйцо.

    А вот другая роспись — «Метелики» — бабочки. Она пришла с Херсонщины. Порхает по яичку стайка бабочек. Верхний ряд всегда летит вправо, ниж¬ний — влево. И обратите внимание - основа крылы¬шек — спираль. А счита¬ется, что спираль передаёт человеку космические силы.

    Это — бесконечники — знаки воды, символы бес¬конечной жизни.

    Это — знаки движения солнца по небу.

    Символ бессмертия

    Символ связи с потусторон¬ним миром.

    Листья дуба, калины — сим¬волы силы и мужества.

    Солнечные знаки.

    БЕСКОНЕЧНИКИ - 

    знаки воды,

    Символы бесконечной

    жизни; СПИРАЛЬ -

    придает человеку

    космические силы, укрепляет характер

     

      СОЛНЕЧНЫЕ ЗНАКИ -

    движение солнца по небу;

    символ бессмертия.

    ЛИСТЬЯДУБА, КАЛИНЫ -

    символы

    силы и

    мужества;

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАЗМЕТКА КАРАНДАШОМ

    Яйцо для росписи должно быть сырое, гладкое, без наростов и ше-роховатостей и без микротрещин, которые хорошо просматриваются на просвет.

    Чернильные штампы уда¬ляются при помощи травления в 9 % уксусе.

    На 1стакан воды 1 ст. ложка уксуса 9 %

    необходимо погрузить яйцо на 2 мин. в стакан

    Мягкой зубной щёткой легко снимаются чернила, затем яйцо про¬мывается с мылом в проточной воде.

    На сухое чистое яйцо при по¬мощи карандаша с маркиров¬кой ТМ наносится рисунок ор¬намента.

    Композиционную основу орнамента, составляют линии делящие яйцо вдоль (по «меридианам») и поперёк (по «экватору» и «параллелям»).

    Нанесение рисунка воском

    После всех подготови¬тельных работ - подготовки красителей и разметки яйца – можно приступать к роспи¬си яйца. Главный принцип росписи заключается в том, чтобы горячий воск покрыл и сохранил (зарезервировал) нужный красочный слой.

    Техника окрашивания пи¬санок состоит в том, что спе¬циальным приспособлением - «писачком», «писальцем» или «кйсткой» в который опускают растапливают пчелиный воск, тонкими линиями выполня¬ют рисунок на поверхности яйца - так называемая техни¬ка «горячего батика».

    Окрашивание

    Сначала писачком выполняем все узоры, которые должны оста¬ваться белыми. После этого яйцо помещаем в желтую краску при¬мерно на пять минут. Окрашенное в первый цвет яйцо достаем из банки ложкой и сушим бумажной салфеткой мягкими, промакивающими движениями. За¬тем покрываем воском ту часть узора, которая должна остаться желтой.

    Далее яйцо окрашивается в оран¬жевый цвет, и вновь часть узора, ос-тающаяся оранжевой покрывается воском.

    Затем переходим к красному цвету (иногда двух оттенков - посветлей и потемней) и завершаем окрашивание черным. Перед каждым погружением яйца в краску, покрываем воском узо¬ры очередного колера от самого свет¬лого до самого темного.

    Снятие воска

    Все восковые линии и пятна снимают¬ся мягкой бумагой или ветошью. Для этого окрашенное яйцо подносим к горящей свече сбоку на расстояние 2-4 миллимет¬ра и, осторожно нагревая, расплавляем воск, который стираем салфеткой.

    Готовую писанку можно выду¬вать. Для этого нужно сохранить весь рисунок на писанке, опустив сначала один конец, затем другой в горячий, чистый парафин. С широкой части писанки тонкой острой иглой, а затем тонким круглым надфилем осторожно делаем отверстие. На противоположном «полюсе» делаем отверстие меньшее. Разболтав содержимое яйца спицей, выдуваем его через дыроч¬ки. Затем скорлупу писанки нужно промыть изнутри шприцем с водой 2-3 раза. Просушиваем яйцо. Стенки «выдутки» укрепляем также парафином изнутри. Его вливаем горячим через отверстия и, встряхивая (перекатывая), равномер-но покрываем внутреннюю поверх¬ность скорлупы.

    В старину сквозь отверстия «выдутки» пропускали цветную шерстя¬ную нитку и, распушив кончик нитки «кисточкой», подвешивали яйца за нитку к божнице.

     

    в Карпатах, бытует старин¬ная легенда про злого духа. 

    Его зовут Пекун-щезбы. Он живет в ди¬ком, безлюдном ущелье и уже давно мечтает о конце света. А когда приходят к нему гонцы, посланные в мир, спрашивает:

    - Есть ли там сироты при живых родителях?

    - Есть,— отвечают гонцы.— Все детдома забиты...

    - Это хорошо,— говорит Пекун.— А дети бросают мать без про¬питания?

    — Бросают,— кричат гонцы.

    Улыбается злой дух. Доволен. Видно, конец света не за горами. Допытывает:

    - Сестры и братья меж собою враждуют? Сосед на соседа клеве¬щет?

    Враждуют. Клевещут. Радуется Пекун-щезбы. Может, уже наступа¬ет конец света? Вот попируем...

    И тут задает он очень важный вопрос:

    - А дарят ли люди друг другу эти... ну, как их... запамятовал... писанки?

    В смущенье кивают головами гон¬цы:

    - Дарят. Парубки девчатам. Девчата парубкам. На любовь, на сватовство намекают. И детям да¬рят, чтоб играли. И из дома в дом носят. Чтобы, значит, ссор-ссор ни¬когда.

    Страшной гримасой искривляется лицо злого духа. Мечется в безум¬ной ярости. Буйствует.

    Пока пишут, пока дарят друг дру¬гу писанки на великодень, стоит свет. Ироду лютому, сатане окаян¬ному назло.

    Стоит и вовек не кончится.

    «Пасхальная сказка: история пасхального яйца»

    • Главная
    • Информация для родителей!
      • Информация по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних
      • Курсы для родителей
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
        • Количество обучающихся и воспитанников
        • Наши выпускники
        • История школы
        • Школа слепых 1928-1966
        • Школя для слабовидящих детей
      • Структура и органы управления
        • Структура учреждения
        • Наблюдательный Совет
      • Документы
        • Устав
        • Официальные документы
        • План финансово-хозяйственной деятельности
        • Постановления и распоряжения Правительства Амурской области
        • Локальные акты Школы
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Представления и предписания надзорных органов
        • Программа развития
        • Платные образовательные услуги
      • Образование
        • Уровни образования
        • Реализуемые программы
        • Учебный план
        • Образовательная программа
        • Правила приема в школу
        • ФГОС
        • Рабочие программы
        • Родителям
        • Воспитательная работа
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Сведения о педагогических работниках
        • Вакансии
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
        • Документы
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • План ФХД
        • Расходование финансовых средств
      • Вакантные места для приема (перевода)
    • ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
      • Социальная служба
        • Документы
        • Архив документов
        • Дети ждут Вас
      • Медицинская служба
        • Рекомендации
      • Психологическая служба
        • Документы
        • Архив документов
      • Рекомендации участникам образовательного процесса
        • Рекомендации родителям
        • Рекомендации детям
        • Рекомендации педагогам
      • Совет профилактики
        • Архив документов
    • Новости
    • Профилактика гриппа, ОРВИ
    • Видео и фотографии
      • Видео
      • Фотографии
      • Версия для слабовидящих
        • яндекс
    • СМИ о нас
    • Школьный музей
      • Новая страница
    • Поиск
    • Страницы учителей
      • Азова Ольга Александровна
        • Особенности обучения слепого школьника
        • Компьютер и орган зрения
        • Консультация для родителей о нарушении письменной речи
        • Памятка для детей с близорукостью
        • Консультация по олигофрении
        • Консультация Игровые упражнения
        • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
        • Консультация для педагогов
        • Волшебные игры
        • Глаза-Зеркало души!
        • Зрительная гимнастика в стихах
        • комплекс упражнений с массажным мячом
      • Васильев Константин Владимирович
      • Василькова Валентина Петровна
        • Люби и знай русский язык
      • Вострикова Ольга Михайловна
        • Открытый урок по Социально-бытовой ориентировке.
        • Бумаге вторую жизнь. Научно-практическая конференция
        • "ОСЕННЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ"
        • Виды и назначение одежды.
        • Творческая работа
        • Роль курса СБО в коррекционной школе
        • Открытый урок - Домашняя аптечка, ее состав. Термометр, правила пользования термометром
      • Гарькова Ирина Викторовна
      • Гулевич Любовь Михайловна
        • Разработки уроков
        • Белки - основа жизни
        • Реакции ионного обмена
      • Гончарова Анна Владимировна
        • Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
        • Рекомендации детям с непрогрессирующим сколиозом и его относительно лёгкими формами
        • Что такое лечебная физическая культура?
        • Комплекс упражнений
        • Водные процедуры и закаливание организма
      • Жмачинская Любовь Юрьевна
      • Калинина Татьяна Вячеславовна
        • Консультация - речевая готовность к школе
        • Что вы знаете об артикуляционной гимнастике?
        • Комплекс артикуляционной гимнастики
        • Консультация по проведению артикуляционной гимнастики
        • КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
        • Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников.
        • Логоритмические упражнения. Буклет
      • Козлова Татьяна Александровна
        • Разработки уроков
        • «Правильные и неправильные дроби»
        • Игровые технологии с элементами самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе
        • Внеклассное мероприятие «Колесо истории»
        • Урок «Мир геометрии»
        • Открытый урок по алгебре в 9 классе
        • Умники и умницы 7 класс
        • Посвящение в пятиклассники
      • Короткова Валентина Алексеевна
        • День рождение класса
        • Урок – путешествие «Семь чудес Амурской области» (7 класс)
        • Целое уравнение и его корни
        • Классный час «Год российского кино»
        • Открытый урок 6в класс
        • Уроки
      • Корнева Алёна Александровна
        • Воспитательная работа
      • Кравченко Любовь Анатольевна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Урок по кулинарии «Праздник для мамы» в 8 классе
        • Исследовательская работа. Напиток сбитень
        • Роспись пасхального яйца
        • Праздник «Кликанье Весны»
        • Плетение на колодочке
        • Урок по кулинарии «Хороши в лесу грибочки»
      • Наумова Наталья Валентиновна
      • Николаева Екатерина Викторовна
      • Орешкина Елена Анатольевна
        • Фото класса
        • конспект урока математики 3 класс
      • Полыгалина Елена Александровна
        • Уроки и мероприятия
        • Конкурсная программа "Подарите детям праздник!", посвященная Международному женскому дню
        • Поэтический праздник "Добрая страна Успения"
        • Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
        • "Тайна белого продукта" (проект)
        • Внеклассное мероприятие в начальной школе "Жила была сказка"
        • Сценарий игровой программы к 23 февраля «Мы защитниками станем»
        • Развитие УУД младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
        • Внеклассное мероприятие "Космическое путешествие", посвящённое Дню Космонавтики
        • Внеклассное мероприятие "День матери"
      • Прядунова Оксана Викторовна
        • Посвящение в первоклассники
        • День Знаний
        • «В гости к осени»
        • Секреты куриного яйца (Проект)
        • Недели математики в начальной школе.
      • Поленова Марина Михайловна
        • РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
        • Психолого – педагогические основы общения с учениками
        • Международный день Земли
        • Как ребёнку помочь стать успешным?
        • Инновационные технологии на уроках географии
        • Проливы-рекордсмены
      • Плыгун Константин Павлович
        • Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.
        • Умелые ручки!
      • Радионов Виталий Владимирович
        • метод капилка
      • Сорокина Елена Павловна
        • Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку слепых и слабовидящих детей
        • Лингвострановедческая игра
        • План-конспект урока английского языка
        • Система классных часов по формированию социальных навыков
        • guri
      • Северова Наталья Владимировна
        • Жевательная резинка – вред или польза?
        • Урок математики в 4 классе
        • Наш класс!
      • Султанова Ольга Васильевна
      • Суркова Валентина Ивановна
        • МАСТЕР – КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
        • Открытый урок в 5 классе.Рыжий кот
        • МОЯ СТРАНИЧКА
        • Работы детей
    • Сайт отделения №2
      • Сайт отделения №2
    • Страницы воспитателей
      • Березин Игорь Иванович
        • Воспитательная работа
      • Ваненкова Людмила Анатольевна
        • Воспитательная работа
      • Журавлев Дмитрий Геннадьевич
        • Воспитательная работа
      • Кашина Татьяна Павловна
        • Воспитательная работа
      • Лаврехина Нина Михайловна
        • воспитательная работа
      • Пазникова Наталья Валерьевна
        • Воспитательная работа
      • Симакова Людмила Борисовна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях
      • Семенчук Ирина Петровна
        • Воспитательная работа
      • Синичук Елена Александровна
        • Воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Старчукова Ольга Николаевна
        • воспитательная работа
        • Результативность участия воспитанников
      • Филькова Татьяна Сергеевна
        • воспитательная работа
      • Шапрынская Ольга Валерьевна
        • воспитательная работа
        Правительство Амурской области   портал gu.amurobl ВОС Фонд поддержки инвалидов   День правовой помощи детям

    Рассылка

    Погода в Свободном
    Gismeteo Gismeteo
    Прогноз на 2 недели

    +7-41643-33612

    +7 - 41643 - 33702

    счетчик посещений
    Яндекс.Метрика

    Сайт разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013г. №582

    Возрастная категория сайта 0+

    Официальный сайт ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат"