Система классных часов по формированию социальных навыков
Система классных часов по формированию социальных навыков
Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с ОВЗ является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом объёме знаний об обществе и умении достойно жить в нём.
Усвоение ребёнком с ОВЗ принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение личностью социального опыта, путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Дети специальных (коррекционных) школ отстают от своих сверстников. В силу своих особенностей, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях. У них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно важные навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
Одной из эффективных форм формирования социальных навыков и умений является внеклассные мероприятия в целом, и классные часы, частности.
/О способах формирования и оценивания социальных компетенций учащихся, о методике формирования содержания образовательных программ воспитательной работы./
По мнению некоторых известных педагогов, «социализация - это функция государства или общества по отношению к гражданину (члену общества), а воспитание - это способ реализации этой функции». Исходя из этого, для классного руководителя «воспитание» представляется как «передача содержания социализации» т. е. «организация освоения детьми социальных компетенций».
При этом под социальной компетенцией понимается:
1) теоретические представления о социальном явлении;
2) теоретические представления о возможных способах социально-позитивного поведения;
3) реальные способы поведения.
При составлении «образовательной программы воспитательной работы» для подростков (13-15 лет) и разработок классных занятий целесообразно использовать методику С. Г. Молчанова.
В соответствии с данной методикой, для установления и фиксации содержания социализации, проводится опрос по выявлению существенных социально-значимых качеств личности, выбранных учащимися из предложенного перечня универсальных, мужских и женских компетенций, тех, которые учащиеся хотели бы видеть в своих одноклассниках.
Далее составляется программа проведения классных часов и других социализационных мероприятий, позволяющих оказать воздействие, по преимуществу, на избранные учащимися социальные компетенции.
В соответствии с рекомендациями С. Г. Молчанова выделяют три группы социализационных занятий:
1) «ориентированные на формирование теоретических представлений о социальных компетенциях»;
2) «ориентированные на формирование представлений о возможных способах позитивного поведения»;
3) «организующие демонстрацию уже освоенных способов поведения» /кроме их научного наименования они названы в игровом оформлении, соответственно - 1) «знаю», 2) «понимаю», 3) «делаю», предназначенные для учащихся/.
В каждую из данных групп, могут быть включены следующие мероприятия.
В первую группу:
1. Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?
2. Сила характера. От чего она зависит?
3. О красоте и мужестве.
4. Учись видеть прекрасное в человеке.
5. Учимся строить отношения.
6. Что такое настоящая дружба?
Во вторую группу:
1. Могу ли я учиться лучше?
2. Учение с увлечением.
3. Ответственное отношение к обязанностям.
4. Нет - вредным привычкам! Освоим полезные!
5. Роль волевых качеств характера человека в его жизни.
А также классные беседы:
1. Красота и здоровье девушки.
2. Красота и здоровье юноши.
3. Внеклассные мероприятия
4. Визитная карточка класса.
5. Фотоконкурс «Как прекрасен мир».
6. Конкурс причёсок.
В третью группу:
1. Конкурсы различного уровня.
2. Спортивные соревнования.
3. Акции «Память», «Уважение».
4. Общественно-полезные занятия.
5. Трудовое лето.
6. Итоговое родительское собрание.
Не секрет, что представленные выше социализационные занятия могут дополняться другими формами занятий, по мнению С. Г. Молчанова, индивидуальными социально-образовательными проектами.
Например:
Классный час «Что такое настоящая дружба» /в виде деловой игры/
Цель данного классного часа: увеличить степень выраженности таких качеств личности, как надёжность, умение понимать других, верность. Преимущественная направленность классного часа заключается в формировании теоретических представлений о возможных способах поведения.
В рамках классного часа организуется воздействие на увеличение степени выраженности таких социальных компетенций, как «умение понимать других», «дружба», «надёжность», «верность», в части формирования теоретических представлений у участников относительно возможных позитивных способах поведения.
В ходе данной деловой игры учащиеся участвуют в выполнении различных заданий, с очевидным интересом осваивают теоретические представления и способы деятельности, в которых явлены социальные компетенции: «умение понимать других», «дружба», «надёжность», «верность».
Преимущество, предложенной С. Г. Молчановым классификации классных часов и социализационных занятий состоит в том, что она обеспечивает, во-первых, понимание того, как выбирать способ формирования конкретных, значимых для учащихся класса компетенций, во-вторых, удобство в систематизации и отборе социализационных занятий, в-третьих, систематичность, операциональность и экономичность при формировании образовательной программы воспитательной работы для класса, а также для отбора содержания социализации и инструментального обеспечения оценивания социализованности.
В ходе реализации образовательной программы по формированию у учащихся компетенций, избранных ими самими, очевидно, что жестко разграничить социализационные занятия (классные часы) по основанию - реализация преимущественной функции, не представляется возможным. Но возможно фиксировать на каждом этапе занятия, какая из этих трех функций должна акцентироваться классным руководителем, понятно и то, что делать, как организовать педагогическое воздействие (взаимодействие), поскольку понятна и «мишень».
Интересно также отметить, что проведение классных часов по формированию одних групп социальных компетенций (качеств), неизбежно затрагивает, по мнению автора методики, и формирование всех других, только в разной степени. Ведь человек живущий сегодня располагает всеми социальными компетенциями, присущими всему сегодняшнему человечеству, а различия между людьми состоят в том, как эти социальные компетенции у каждого человека выражены.
Систематическое проведение классных часов по различной тематике способствует выработке у учащихся определённых навыков и умений в той или иной жизненной ситуации. А именно, на классных часах по ПДД, ПБ, ЧС учащиеся осваивают правила безопасного поведения на дорогах, в быту, при чрезвычайных ситуациях и др. Во время нравственно-этических бесед получают навыки культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, достойного поведения в общественных местах т.д. На классных часах трудовой, профессиональной и экологической направленности учатся бережному отношению к природе, Родине, школе, семье, к результатам своего труда, пробуждают чувства социальной ответственности. Для детей специальных (коррекционных) школ профессионально-трудовое обучение одно из важнейших условий адаптации в обществе.
Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно приложить немало усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали уверенно в современном постоянно меняющемся мире.
Литература: