Архив
В 1993 – 1994 учебном году весь коллектив школы включился в работу по реорганизации школьного краеведческого музея. Огромное количество накопленного за более чем 20 лет материала необходимо было систематизировать и подвергнуть учету, распределить по темам и направлениям работы.
После того, как все экспонаты музея распределили по темам, началось самое сложное – их описание. Докучаева Е.П. привлекла к этой работе Черных Галину Ивановну, которая имела опыт музейной работы. Была поставлена задача, научно организовать деятельность музея, а для этого необходимо было создать архив из документов на каждый экспонат. Работа эта очень кропотливая и большая. Первую книгу учета начала создавать Черных Г.И., используя информацию педагогов-ветеранов, помогавших Иващенко И.А. в краеведческой работе. Большую помощь в описании экспонатов оказали подшивки газеты «Зейские огни», где были собраны статьи Иващенко И.А. о деятельности музея. Тем не менее, описание шло очень медленно. Часто приходилось выяснять, в каком году и как предмет попал в музей, с какими событиями был связан и многое другое. Поэтому в первой книге учета было много неточностей. Понимая, что площадь музея мала и для архива нужно дополнительное место, директор школы выделила еще одну комнату, расположенную рядом. Через год Черных Г.И. уволилась, и встал вопрос о том, кто будет продолжать работу. Воспитатель Носков В.Ф. согласился выполнять работу по общей деятельности музея вместе с учащимися. Дальнейшее создание архива Евгения Павловна поручила Мокеевой Татьяне Владимировне. После изучения нормативных документов она приступила к созданию музейной картотеки, которую оформляла параллельно с книгами учета экспонатов. Целый год ушел только на учет, маркировку и шифровку основного количества материалов: фотографий, грамот, дипломов, писем, дневников, альбомов, книг, сувениров, открыток, рефератов, докладов, изделий, вещей, минералов и т.д. Все выполнялось вручную: толстые амбарные книги делили на графы для записи экспонатов, из картона вырезались карточки определенного размера и разлиновывались, из бумаги клеили сотни конвертов для фото и других материалов. Из ткани вырезались бирочки, которые пришивали на экспонат и наносили шифр, а бумажные бирочки наклеивали. Одновременно велась работа по учету вновь поступающих экспонатов.
Создание архива привело к тому, что была разработана новая модель структуры музея, которая позднее немного изменялась в зависимости от целей и задач школы и деятельности краеведческих кружков. Фонды музея при этом постоянно пополнялись и научно обрабатывались в архиве. Всего по журналам учета основного и вспомогательного фондов в 2004 году имелось в наличии 4827 экспонатов. Для сравнения нужно отметить, что до реконструкции музея (к 1995 г.) в музее было 2665 экспонатов основного фонда (из которых более 1000 приходится на черно-белые фото) и 129 вспомогательного фонда ( Подробности смотрите в презентации). Деятельность архива краеведческого музея школы-интерната №4 г.pdf
За 10 лет существования архива была оформлена вся нормативная документация:
…книги учета основного и вспомогательного фондов;
…акты приема экспонатов;
…карточки описания экспонатов;
…картотека основного и вспомогательного фондов;
…осуществлена маркировка и шифровка музейных экспонатов и документов;
…создана библиотека музея;
…создана фонотека музея;
…заведены папки сбора материалов на ветеранов педагогического труда;
…продолжается ведение папок на каждого выпускника школы;
…создана папка учета статей о музее в СМИ;
…ежегодно подводится итог работы музея и архива в виде отчета;
…пронумерованы все альбомы и дневниковые записи;
…на основании архивных материалов созданы новые разделы: сигиллатия, филателия, этнография, фалеристика, филокартия;
…были разработаны и изданы сборник «Песня-зеркало души народа», проспект к 35-летию музея, пособие «Свободненский район. Природа»;
…напечатаны статьи в местной и областной газете о деятельности музея.