Люби и знай русский язык
Люби и знай русский язык.
Цель: формирование обще учебных компетенций по русскому языку за курс 6-7 классов.
Задачи: повторить теоретические сведения по русскому языку за курс 6-7 классов; развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла; расширить кругозор учащихся.
1.Вступительное слово учителя.
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим заключительное мероприятие недели русского языка. Вы должны показать свои знания в области языка и мы выявим знатоков русского языка среди участников нашего турнира.
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Это национальный язык русского народа. Он помогает людям общаться, учить и передавать свои знания в устной и письменной речи. К. Паустовский так сказал о русском языке «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Знать свой язык обязан каждый. Наш язык – это история нашего народа. Поэтому сбережение русского языка является не занятием от нечего делать, а необходимостью.
Ученик: Спросят меня, что похоже на море?
Русский язык - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края
Блещут немеркнущим солнечным светом.
К людям хорошим в далёкие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море.
2ученик.Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык.
Он твой наставник, великий, могучий.
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык.
Русское слово живёт на страницах мир открывающих книг.
Русское слово - свободы зарница
Выучи русский язык
Важно не только говорить на русском языке, но и владеть своим языком.
Сегодня встречаются команды 6»А»– 7»А» классов. Встреча проходит под девизом « Ученье- свет». Командам предстоит нелёгкая борьба. Выигрывает та команда, которая лучше справится со всеми заданиями. Из команд будут названы лучшие знатоки русского языка.
В нашей работе принимает участие очень справедливое и, надеемся, весёлое и находчивое жюри.
Итак, начинаем наш турнир с представления команд.
Команда « Умники»
Наш девиз: «Пусть ум побеждает силу».
Приветствие: « Мы друг друга выручаем и в беде не оставляем.
Всем вопросам будем рады, дружба лучше всей награды».
Команда «Грамотеи» , наш девиз: « С книгой поведёшься, ума наберёшься».
Приветствие: «Сколько в школе мы узнали, сколько книжек прочитали,
Сколько мы ночей не спали, всё мы русский изучали».
1конкурс. Разминка. Каждая команда отвечает на 8 вопросов.
1.Сколько звуков в слове лью?(3)
2.Антоним к слову высокий? (низкий)
3.У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (слон)
4.Прилагательное с корнем мороз? (морозный)
5.Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)
6.Часть слова после корня? (суффикс)
7.Проверочное слово к слову кормушка? (корм)
8.Сколько букв в русском алфавите?(33)
2.Команда.
Сколько звуков в слове ель? (3).
2.Синоним к слову отважный?(Смелый, храбрый).
3. Кто спас Муху-Цокотуху?(комар).
4.Прилагательное со словом сад ?(садовый)
5.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении? (окончание)
6.Как проверить слово веселье? (весело).
7.Сколько гласных букв в русском алфавите? (10).
8.Объясните значения выражения «работать засучив рукава? (старательно).
Ведущий: Следующий конкурс называется «Антонимы» В русском языке есть слова, которые обозначают противоположности. Команды получают список слов. Соперники должны к каждому слову подобрать антоним.
1команда: восход, польза, лентяй, щедрый, ловкий.
2команда: сильный, трудный, дружба, смелость, вода.
Ведущий
-Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя,
моя грамматика
Осилю понемногу я.
-«Грамматике учиться – всегда пригодиться» -так называется наш конкурс.
4конкурс. Перед вами диктант, написанный учеником, который часто пропускал уроки русского языка. Ваша задача – найти ошибки и написать правильно. От каждой команды по два игрока. Побеждает тот, кто правильно найдёт и исправит все ошибки.
Я шол полестной дарошке в диревну. Месность была мене знакома. В чящи леса слышался галасок малинофки. У апушки милкали галубые калаколчики и белые рамашки на высокой ношки. Ат апушки к диревни тинулась паляна. За палянай сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Учитель: -Ах,как трудно жить на свете , не усвоив части речи.
5конкурс «Дружная семья»
Слово трудолюбие написано вертикально. Необходимо к каждой букве подобрать слово, но все слова должны быть разных частей речи.
Т
Р
У
Д
О
Л
Ю
Б
И
Е
6 конкурс: Этот конкурс потребует от вас внимательности. Важно за 1,5 минуты собрать наибольшее количество слов. Слова нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.
хо ро ще
ки лен зонт
жи ри дарь
аг зяй метр
го ли ном
ка ло ство
7конкурс «Собери пословицу» За одну минуту собрать пословицы. Кто быстрее выполнит и правильно тот и выигрывает. Максимальное количество баллов «5».
Семь раз отмерь - а речь короткой.
Без грамоты хоть плачь, а корень свеж
Верёвка хороша длинной, один раз отмерь
Старый дуб- с грамотой хоть вскачь
Бояться несчастья - в лес не ходить.
Не спеши языком спеши делом.
8конкурс.
Задание: по лексическому значению определить слово.
1.Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. (Комплимент.)
2.Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках (фейерверк).
3 Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанной на определённое количество человек (сервиз)
4.Короткая застольная речь, здравица в честь кого – либо (тост).
5. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднования по этому случаю (юбилей).
6. Основной закон государства (конституция)
7.Высшая законодательная власть ( парламент)
8. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ (майонез).
7.конкурс «Сквозные буквы»
- - н - -
По этой формуле ,подставляя вместо чёрточек буквы, капитанам необходимо в течении 5 минут составить как можно больше слов.
(банка,банан,венок,вынос,гонки,гений,денёк,донос, жених, канат, канал, конёк, монах, щенок, финик,синяк,пенал,веник,санки,манка)
Учитель.Трудно ребус разгадать,
Надо ум свой напрягать.
От неудач не вешайте нос,
Вот вам конкурс « Шуточный вопрос».
9.конкурс Лексический бой
1.Что мы слышим в начале урока? (звук у)
2.В каком слове пять о (опять)
3. Что стоит посреди земли? (м)
4. Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет?(звук р).
5.В каких словах 100 согласных? (сто-л , сто-г, сто-н.сто-п…)
6.Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (за-я-ц)
7.Какой алфавит состоит из 6 букв? ( азбука)
8.Каких 3 местоимения самые чистые? ( вы-мы ты)
9.Каких 2 местоимения мешают езде на дорогах? (я-мы)
10.Чем кончается день и ночь? (ь)
10.конкурс «Замени одним с глаголом.»
Задание: заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу.
Совать нос-(любопытничать)
Надуть губы- (обидеться)
Выходить из себя – (сердиться)
Зарубить на носу – (запомнить)
Заговаривать зубы- (отвлекать). Чесать языки- (болтать)
Водить за нос (обманывать)
Унести ноги (убежать)
Ломать голову – (думать0
Клевать носом- (дремать).
11конкурс капитанов Задание: найти слово по его частям
1)Корнем- дорогой роднится,
В сборе- приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник (спутник)
2)Корень мой находится в «цене»
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали
Вся же в дневнике или в журнале (оценка).
Заключительное задание для капитанов. Нужно будет заменить жаргонные слова обычными, доступными пониманию окружающих.
1капитан Прикинь( представь)
Наезжать(приставать)
Бабки(деньги)
Круто (Очень хорошо)
2капитан:
Редиска (плохой человек)
Клёвый (хороший)
Оторваться (повеселиться)
Предки (родители)
Не гони (не обманывай).
11 конкурс «Кто больше»
Составьте из одного большого слова: предпринимательство новые слова за минуту.
Учитель. Закончен наш турнир..
Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать и лидеров назвать.