Психолого – педагогические основы общения с учениками
Доклад на МО классных руководителей по теме
«Психолого – педагогические основы общения с учениками»
Немного статистики: в России рождается 17% детей с отклонением в умственном развитии. В стране 15 млн. наркоманов и 35 млн. алкоголиков. Вымирание нации очевидно: число ушедших из жизни превышает количество родившихся. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков. Не менее 75% подростков нуждается в психиатрической помощи и лечении. Идет социальный, духовный распад, особенно дурно влияющий на подрастающее поколение. Жизнь идет по дьявольским законам: борьба всех против всех: сосед идет на соседа, сослуживец на сослуживца, нация на нацию. Мы видим не коллективизм, а эгоизм, не соборность, а одиночество, не братство, а вражду. Школа сейчас словно зеркало отражает окружающий мир на детей, они ведут себя, подражая родителям, окружающим их людям, учителям. В данной ситуации отчетливо проступает необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками как носителями национального достоинства и национальной гордости, символом интеллигенции.
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в средних и старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.
Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.
Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении около 25% из них полагают, что осложнения "исходят от учеников", являются следствием их невоспитанности. Приходится сожалеть, что наставник не осознает своего "вклада", причем часто значительного, в создании конфликтной ситуации. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение учителя с учениками должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать "Социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса".
Прежде чем переходить к рассмотрению непосредственно педагогических стилей - необходимо определить функции и структуру педагогического общения.
Выделяют два вида общения:
1. Социально-ориентированное.
2. Личностно-ориентированное общение.
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно- ориентированное.
Однако, поскольку общение протекает непосредственно лицом к лицу, оно приобретает личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения.
Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.
Рассмотрим основные стили руководства.
Авторитарный стиль (разящие стрелы).
Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. В отсутствие учителя работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности и создает неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний.
Демократический стиль (возвращающийся бумеранг).
Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (плывущий плот)
Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.
Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.
Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль - это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности.
Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения конфликтных ситуаций.
И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:
"Система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка.
2. Создавать условия приспособления системы образования к особенностям воспитанников.
3. Носить демократический характер управления образованием".
Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.
Для демократизации взаимоотношений необходимо создать следующие условия:
1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.
2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся.
3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.
В педагогической литературе выделяются следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Общая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Он является предпосылкой учебно-воспитательной деятельности. Но нельзя превращать дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Общение-диалог. Предполагает сотрудничество на взаимном уважении.
Общение-дистанция. Самый распространенный стиль педагогического общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Здесь существует дистанция во всех сферах общения, которая ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия и не способствует созданию творческой атмосферы. Но дистанция должна существовать и диктоваться логикой процесса, а не волей учителя.
Общение-устрашение. Самая негативная форма общения, чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность. Происходит полное разрушение творческой деятельности.
Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Подчеркивает стремление завоевать дешевый ложный авторитет, а это противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения - это фундамент педагогического процесса, теперь же перейдем к тому, что составляет его основу. Так же как личности творят историю, личности создают и педагогический процесс. Поговорим о личности в образовании. А так как образование процесс двунаправленный, то о двух личностях участвующих в нем - личности сформировавшейся и личности формирующейся, личности учителя и личности ученика. Каждый ученик индивидуален и уникален, необходимо изучить каждого ребенка, понять его и помочь ему. Ведь только личностно-ориентированный подход позволяет раскрыться каждому ученику, показать ему свои возможности. В личности моих учеников я стараюсь заложить следующее:
- во-первых, человечность. Всегда и во всем нужно быть Человеком с большой буквы;
- во-вторых, любовь к Родине и гражданственность. А события, чтобы испытать гордость за свою страну найдутся всегда.
- в-третьих, самостоятельность и ответственность. Есть хорошая легенда об Олимпийском чемпионе, который стал самым сильным нося быка на плечах. Герой стал чемпионом, а вот бык за это время разучился ходить и чемпион был вынужден убить его. Поэтому нужно готовить учеников к дальнейшей учебе, выбору профессии, труду, нужно учить их идти по жизни;
- в-четвертых, здоровый образ жизни, ибо давно известно, что в здоровом теле - здоровый дух.
Рядом с личностью ученика стоит личность учителя. С моей точки зрения учитель должен стать партнером и другом ученика в общем деле. Какими же качествами должен обладать современный педагог для успешного осуществления педагогической деятельности? Свои выводы я продемонстрирую с помощью цитат и комментариев к ним:
1. Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Здесь все ясно без анализа.
2. Конфуций: «Кто постигает новое, лилея старое - может быть учителем.» То есть нужно использовать различные методы обучения, разумно сочетая инновационные технологии с традиционными. Компьютеры, интернет, интерактивные доски - это инструменты. Главное же, общение человека с человеком, и оттого как это будет происходить зависит развитие образования.
3. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учиться.» Нужно постоянно усовершенствоваться и самообразовываться, быть в курсе развития преподаваемой науки.
4. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Нужно всегда и во всем быть примером для своих учеников.
Именно к формированию этих качеств я и стремлюсь, не могу сказать, что все проходит гладко, что нет проблем, и на все вопросы у меня есть готовые ответы. Но этим и интересна наша профессия, в ней всегда нужно верить в лучшее.
Итак, в основе моей педагогической концепции лежит личность. География, которой я обучаю - это галерея выдающихся личностей. Я очень надеюсь, что их пример вдохновит тех, кому в будущем предстоит вершить судьбы XXI века. А личность может быть воспитана только личностью!