Развитие УУД младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
Доклад
Тема: Развитие универсальных учебных действий младших школьников с ОВЗ средствами проектно–исследовательской деятельности.
«В душе каждого ребенка
есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат»
В. А Сухомлинский
Всё начинается с детства. Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Давно выяснено, что ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремится к творчеству, познанию и активной деятельности.
Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось — не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
(В.Берестов)
В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия у учащихся с ОВЗ. Поэтому не случайно последнее время развитию основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одной из важнейших задач образования.
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику с ОВЗ предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков у школьников. Я считаю, что она является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире, данная деятельность направлена на развитие личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Что же такое проект и исследование? Давайте разберёмся.
По словам психолога и педагога Александра Ильича Савенкова: «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы и формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность.
В своей работе мы часто задумываемся, а нужны ли проектно-исследовательские работы? Конечно. Ведь проектно-исследовательская деятельность является способом формирования:
• регулятивных (постановка учебных задач, нахождение пути их решения,
самооценка);
• познавательных (наблюдение и формулировка выводов, работа с источниками информации: учебником, интернетом, проведение опытов…);
• личностных (формирование интереса);
• коммуникативных учебных умений (участие в диалоге, ответы на вопросы,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности…).
Кроме того, эта работа позволяет:
• обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости.
• даёт возможность научиться применять полученные знания.
Цель проектно-исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников с ОВЗ через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Задачи проектно-исследовательской деятельности:
• Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
• Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
• Обучить основам оформления работ.
• Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
• Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе.
• Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
• Целенаправленность и систематичность;
• Мотивированность;
• Творческая среда;
• Психологический комфорт;
• Личность педагога;
• Учет возрастных особенностей
Виды исследований в начальной школе:
• По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
• По месту проведения: урочные и внеурочные;
• По времени: кратковременные и долговременные;
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Дети от природы любознательны и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Как и многие педагоги, я хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Не раз я задумывалась над тем, возможно ли с детьми с ОВЗ провести проектно-исследовательскую работу? Хватит ли нам терпения и сил? Какой она должна быть? Так как это была новая и неизведанная работа я использовала коллективный вид внеурочной деятельности.
Есть одно известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» и оно очень хорошо подходит к моей деятельности. Это был большой совместный труд, на котором я училась вместе со своими ребятами. Поэтому считаю важным и главным в исследовательской работе - это роль учителя. Педагог выступает не как толкователь готовых знаний, а как равноправный участник их добывания, вдохновитель для проектно-исследовательской деятельности учащихся. Главное – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Ребёнок с ОВЗ не должен чувствовать себя ущербным по сравнению с другими детьми.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя проектно-исследовательскую деятельность, необходимо понимать, чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант работы должен предлагаться. Прежде всего, исследование должно быть посильным для ребенка. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела. Нужно помнить, что исследовательская работа должна выполняться добровольно, а не по принуждению.
Педагог должен знать, что главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Он должен быть выдержанным, терпеливым, проявлять педагогический такт.
С чего же мы начали исследовательскую работу?
Во-первых, определили этапы проектно-исследовательской деятельности:
• Сформулировали проблему и объект исследования;
• Выбрали тему;
• Актуальность работы;
• Поставили цели и задачи;
• Выдвинули гипотезу исследования;
• Продумали организацию исследования;
• Подготовка к защите и защита работы.
Во-вторых, работу над исследованием, начали со сбора информации. Теоретический материал искали в школьной библиотеке и детской библиотеке им. П. Морозова, в сети Интернет. Работая с детьми с ОВЗ я использовала следующие методические приёмы:
• чёткие указания;
• поэтапное разъяснение задания;
• учила последовательно выполнять задания;
• учила детей повторять инструкции к выполнению задания;
• учила демонстрировать выполненное задание.
В практической части исследования мы проделали большой кропотливый труд. Для сбора информации по данной теме, совершили экскурсии в ветеринарную клинику г. Свободного, в МКП «Дорожник», брали интервью у повара школы-интерната и врача-педиатра. Проводили опыты, эксперименты и анкетирование, которые вызвали наибольший интерес и эмоциональный подъём у ребят.
Самым сложным этапом в исследовательской работе стала обработка полученных данных и представление их в виде готового продукта.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом трудностей:
• у учащихся с ОВЗ низкий уровень самостоятельности;
• медленный темп деятельности;
• низкий темп усвоения материала и сохранения полученной информации;
• трудности в выделении главного и отделении второстепенного, не нужного материала, в установлении логической связи частей;
• низкая учебно-познавательная мотивация (не у всех учащихся);
• отсутствие помощи со стороны родителей.
Я понимала, что нашим детям необходима постоянная направляющая, разъясняющая и коррекционная помощь педагога. Самостоятельно обработать информацию, представить её в виде структурированного текста, создать презентацию, сопровождающую теоритический материал, учащимся младших классов с ОВЗ не под силу. Эта работа, как правило, легла на плечи учителя.
Готовясь к защите своего проекта, совместно с детьми старались выстроить выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. По времени данная работа в общей сложности заняла от 1,5-2 месяцев кропотливого труда.
Несмотря на все трудности, в результате неоднократных повторений (основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ) составленного доклада, в 2015 году мы выступили на I школьной научно-практической конференции «Умники и умницы» и заняли 1 место среди обучающихся начальных классов.
А в 2016году решили поучаствовать в XII городской научно-практической конференции «Человек. Природа. Общество» и стали призёрами, чем очень гордимся.
Итак, подводя итоги можно сказать, что данная работа позволит:
• обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять свою деятельность, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать деятельность и её результаты;
• создать условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
• обеспечить успешное усвоение добытых знаний, умений и навыков;
• позволит ребёнку с ОВЗ чувствовать себя полноценным членом общества.
Исходя из выше сказанного, считаю, что использование проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками с ОВЗ является актуальной. Данная работа - это серьёзный труд не только для педагога, но и для ученика, требующий от него настойчивости и силы воли. Она ставит каждого ребенка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.
Анализ организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого и личностного развития учащихся.
Я нахожусь в самом начале пути реализации метода проектов в своей педагогической деятельности. Считаю, что впереди ещё много кропотливой работы по её совершенствованию.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Развитие УУД младших школьников средствами проектно–исследовател..pdf