Воспитательная работа
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса рисунков,
посвященного Всероссийскому Дню помощи детям конкурс ко дню помощи детям.pdf
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса рисунков, посвященного Международному Дню
противодействия коррупции конкурс ко дню коррупции.pdf
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса рисунков,
посвященного Дню Конституции Российской Федерации конкурс ко дню конституции.pdf
ЗАСЕДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. ДОКЛАД НА ТЕМУ: "Реализация принципов воспитания, изложенных ФГОС для детей с ОВЗ" Подготовила воспитатель высшей категории Т.П. Кашина ДОКЛАД .docx
2. ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребенка как одно из требований воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ» (из опыта работы) Подготовила воспитатель 1 категории Е.А. С иничук доклад педсовет.docx
3. ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Организация коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в контексте ФГОС для детей с ОВЗ». Подготовила воспитатель 1 категории Н.В. Пазникова ДОКЛАД.docx
4. ДОКЛАД НА ТЕМУ: "Формы и методы работы по трудовому воспитанию и профориентационной работы в 10 классе" Подготовил воспитатель 1 категории И.И. Березин ДОКЛАД.docx
Информация
по обеспечению комплекса мер о доступности дополнительного образования детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей документ.doc
Работа педагогов ГОАУ « Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» 1 отделение
по социализации обучающихсяс глубокими нарушениями зрения.
Людмила Борисовна Симаковав ГОАУ « Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» 1 отделение работает с 1982 года(34 года).В школе-интернате обучаются дети тотально слепые, слабовидящие. Имеет высшую квалификационную категорию. Она творческая личность, с высокой работоспособность, всегда в поиске новых форм и методов воспитания подрастающего поколения. Про нее можно сказать: « Она-педагог от бога».На счету Людмилы Борисовны более 4 выпусков. В настоящее время она работает с 5 а классом, где обучаются: Овсянникова Фаина -тотально слепая девочка, Сулимова Алена и Слободенюк Валентина- слабовидящие (остаточное зрение), Дроздов Михаил, Матюшкин Иван, Блажко Дарья (слабовидящие дети).
С опытом воспитательнойработы Людмила Борисовна делиться со своими коллегами на областном, городском, школьном уровне.
Данная статья может быть полезна воспитателям, учителям, родителям( законным представителям) обучающихся.
Л.С.Выготский писал:
“Настанет время, когда человечество победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически”.
Л.С. Выготский «С помощью специальных педагогических воздействий могут быть сняты вторичные изменения психики, воспитание слепого ребенка есть социальное воспитание.» презентация.pdf
«Максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; Дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; Гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей,создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;Обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.» Из ФГОС для детей с ОВЗ.
Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.В медицинском отношении слепота это стойкая и необратимая утрата зрения на оба глаза, неспособность отличать свет от темноты. Однако все это описание состояния человека, в социальном отношении это означает гораздо большее: человек перестает ориентироваться в пространстве, не может передвигаться без посторонней помощи на улице, у человека сокращается круг общения и т.д.
Полная слепота определяется как абсолютное отсутствие реакции на свет. В некоторых странах мира существует еще и понятие «практической слепоты». Практическая слепота (частичная способность к зрению) – состояние, когда человек различает свет и тьму, а иногда даже обладает некоторой способностью к восприятию визуальной информации, но это способность столь незначительна, что не имеет практического значения.
По данным ВОЗ (август 2014 г.), во всем мире насчитывается приблизительно 246 миллионов с плохим зрением и 39 миллионов слепых людей.
Слепота бывает врождённой и приобретённой. Врождённая слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретённая слепота развивается после перенесённых глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно–мозговых травм.
В случае слепоты человек признается инвалидом. Среди инвалидов по зрению принято выделять две группы: слепых и слабовидящих. В основе этого деления лежит показатель остроты зрения. Лица, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки или линзы) от 0 до 0,04 считаются слепыми, от 0,04 до 0,2 – слабовидящими. Главное различие между ними заключается в том, что у слабовидящих зрение остается основным источником восприятия информации и может использоваться в качестве ведущего в различных видах деятельности (включая чтение и письмо). Незрячие для получения информации используют другие виды чувств. Важнейшие из них – осязание и слух.
Для зрячих при работе с инвалидами по зрению нельзя во взаимоотношениях брать за исходный момент слепоту. В данном случае необходимо иметь ввидукомплекс человеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект. При общении с незрячими необходимо понимать, что это такой же зрячий как и Вы, что он живет в одном с Вами обществе и теми же чувствами, мыслями и заботами.
При общении с незрячими не показывайте жалости, не спешите сказать свое соболезнование, сочувствие. С ними надо вести себя ровно и спокойно, сочетая необходимую требовательность с заботой. При разговоре с незрячими надо обращаться непосредственно к нему, а не к посреднику в виде его сопровождающего или родственника.Цель работы снезрячими состоит в том, чтобы из беспомощного инвалида сделать полноценного человека. Однако успех социальной реабилитации во многом зависит и от того, насколько активна сама личность, мы же должны создать соответствующие условия.
Одним из самых серьезных направлений в работе с незрячими является их социальная реабилитация. Образовательная система по реабилитации незрячих должна строиться не только на преподавании им особенностей работы на компьютере и чтения по системе Луи Брайля, но и подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, преодоления ими отчуждения.
Здесь необходимо понимать, что незрячие и слабовидящие люди зачастую не имеют возможности полноценно включаться в социальную жизнь. Если человек потерял зрение в детстве или был уже рожден незрячим, то формирования способностей для коммуникации затрудняются еще в этом возрасте. Если же человек потерял зрения уже в зрелом возрасте, то это может привести к продолжительной депрессии и психологическому срыву. Из-за этого у незрячих может быть нарушено ориентировка в пространстве и выстраивание коммуникативных связей.
Одним из наиболее актуальных направлений тифлопедагогики на современном этапе является реабилитация людей с ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.
Подготовка выпускников специальных коррекционных школ к самостоятельной жизни, преодоление ими полосы отчуждения в обществе — одна из основных проблем реабилитационной работы в системе образования.
Незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Недуг ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются затруднения при ориентировке в пространстве, налаживании коммуникативных связей. Многие дети, поступающие в школу-интернат, педагогически запущенны, имеют низкий уровень физического развития, слабое здоровье. Они скованы и замкнуты, гиподинамичны, в силу своей физической слабости и страха.
Но чтобы достойно войти в социум, человек с патологией зрения должен самостоятельно двигаться, ориентироваться, уметь общаться. Практика доказывает, что и маленький слепой ребёнок может многому научиться, если ему помочь, а не помочь что-то за него делать. Необходимо у ребёнка вызвать желание, потребность, научить быть сильным, несмотря на недуг. Незрячему ребёнку необходимо “научить своё тело”, “научить свою душу, разум, интеллект”, “слышать”, “видеть” окружающий мир и людей, живущих в нём. Возрастает актуальность организации целенаправленного педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого воспитателями, тифлопедагогами и родителями осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-педагогической реабилитации на всех этапах развития личности ребенка. Проблема реабилитации незрячих требует комплексного решения, определенных усилий и со стороны общества, государства, и со стороны незрячего.Необходимо из беспомощного инвалида сделать полноценного человека. “Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий”. Но успех социальной реабилитации зависит и от того, насколько активна сама личность. Незрячий должен стремиться к тому, чтобы не недуг, овладел им, а он овладел недугом. Данная проблема отражает назревшие потребности в новом теоретическом осмыслении проблемы реабилитации инвалидов, в усилении ее гуманистической, личностно-реабилитационной направленности, разработке эффективных методов и технологий деятельности педагогических учреждений и специалистов-педагогов.
Нами были определены приоритетные задачи:
•осуществлять обучение и воспитание детей с нарушением зрения в интересах личности, общества, государства;
•воспитывать общую культуру личности обучающегося на основе усвоения обязательного государственного стандарта общеобразовательных программ, психолого-медико-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в обществе;
•выявлять на основе изучения личности воспитанников их способности, резервные возможности для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода а процессе обучения, воспитания и выбора оптимальных для развития ребёнка программ;
•осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее осознание учащимися необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, получение представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нём;
•совершенствовать образовательный процесс, используя современные достижения тифлопедагогической науки, логопедии, тифлопсихологии,
других отраслей дефектологии, а также опыта отечественной и зарубежной педагогики.
•пропагандировать среди населения, родителей и общественности знания о детях с проблемами в развитии, об основах психологической защиты как важного фактора профилактики и предупреждения возникновения патологий зрения.
Все средства должны быть направлены на повышение двигательной активности инвалидов и приобретение навыков общения, которые рассматриваются нами как непременное и определяющее условие личностного развития. Т.к. успех социальной реабилитации зависит от мобильности и ориентировки в пространстве, от умения установить контакт с окружающими людьми, а глубокое нарушение зрения, естественно, ограничивает формирование двигательных умений и навыков, свободу передвижения человека в пространстве, затрудняет общение, в результате чего происходит нарушение социальных форм поведения.
Этапы работы по социализации.
Последовательность реабилитационных мероприятий соответствует модели линейного планирования:
•комплексная диагностика (оценка) и лечение;
•прогноз развития;
•планирование реабилитационных мероприятий;
•осуществление реабилитационных мероприятий, т.е. индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы в условиях интегрированного обучения;
•анализ и уточнение индивидуальных программ с обоснованием рекомендаций для дальнейшего обучения и прогноз развития (мониторинг);
•интеграция и адаптация ребёнка в социальной среде.
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность школьного диагностико-реабилитационного центра, который является координатором всей реабилитационной работы в школе. В центре работают следующие специалисты:
•врач-офтальмолог,
•врач-педиатр,
•учитель ЛФК,
•тифлопедагог,
•педагог-психолог,
•учитель-логопед,
•социальный педагог,
•педагог по ориентированию и мобильности.
1. Изучение уровня дезадаптпции незрячих и слабовидящих детей.
При этом задача социально-педагогической и психологической служб заключается в том, чтобы:
· Направить образовательный процесс не на привычное соединение обучения и воспитания, а на развитие индивидуальности, становление характера и способностей, преодоление воздействия негативного влияния первичных и вторичных дефектов.
· Выявить направление развития ребенка, сделать его наиболее позитивным, используя его личные качества, самообразование, самовоспитание.
· Выявить и улучшить характер взаимоотношений детей, детей и педагогов, детей и родителей.
· Объединить усилия всех социальных институтов для того, чтобы перестроить сложившиеся социальные факторы коррекционным воздействием, содействовать осуществлению элементарной реабилитации сущностных, жизненных сил.
· Помочь ребенку понять в себе и для себя свои возможности — сугубо человеческие потенции, пробудить в нем желание и способность к творческому преобразованию своей жизни; помочь ему выработать адекватное отношение к своим проблемам и поддержать его в решении этих проблем; научить его чувствовать свой биоэнергетический потенциал, регулировать свои психические состояния.
Работа с семьями, процесс медицинской и элементарной реабилитации ребенка с патологией зрения.
Основными задачами работы в семьях являются: помочь родителям пережить психическую травму; познакомить их с особенностями воспитания и развития слепого и слабовидящего ребенка; восстановить семейный статус ребенка; статус личности вообще, что является конечной целью всякой реабилитации.
Одно из важных и необходимых условий социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения мы видим в гуманизации социальной среды, в повышении духовного уровня педагогов и воспитанников.
Вторым важным условием является личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. В основе личностно-деятельностного подхода к пониманию слепого ребенка лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, а прежде всего индивида с имеющимся у него социальным опытом с учетом его зрительной патологии, вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, состояния эмоционально-волевой сферы.
Третьим важнейшим условием является функционирование школы-интерната как открытой социально-педагогической системы.
"Открытость'" школы к среде, к семейному социуму, к сотрудничеству с другими социальными институтами, предусматривает:
- педагогизацию социальной среды, создание воспитывающих отношений в учебной и внеучебной деятельности, в проведении социокультурных мероприятий (в спорте, совместных походах, концертах и др.);
- занятия в кружках по интересам, где слабовидящие дети занимаются вместе с учащимися общеобразовательных школ, что способствует развитию коммуникативных навыков общения, зарождению детских контактов;
- комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечение социальной помощи и защиты детей с нарушением зрения.
Одним из путей социально-педагогической реабилитации, является использование средств физической культуры, ЛФК.
Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма. Улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. Если выразится короче, то физическая реабилитация – это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они адекватны возможностям больного или инвалида, а также оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности. Этому служат уроки ритмики, занятия по лечебной физкультуре, ежедневные прогулки и игры с другими детьми.
Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения.
Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения
Разработаны разнообразные тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения, которые используются при обучении, в быту, при ориентировке и передвижениях:
1. Оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы). Увеличитель. Специальные компьютерные программы, обеспечивающие увеличение экранного изображения.
2. Компенсирующие средства: трость прямая, трость складная, диктофоны, звуковые компьютерные программы, Брайлевский дисплей, прибор для письма, Брайлевские машинки, озвученные книги.
3. Информационные носители: озвученные книги на кассетах, Брайлевские книги и журналы, озвученные фильмы.
4. Предметы быта: Брайлевские часы и будильники, говорящие часы, перфокарточная бумага.
5. Для ориентировки в пространстве: звуковые светофоры, трости и очки, «птичка» у входной двери и др.
Необходимо не только обучать детей пользоваться вспомогательными средствами, но и бережно с ними обращаться.
Обучающиеся 5 класса пользуются ПК для подготовки сообщений и рефератов по предметам. При этом все работают со специальной клавиатурой для слепых и слабовидящих детей, что уменьшает утомляемость глаз у слабовидящих детей.
Организация самоподготовки к урокам.
Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего комплекса учебно-воспитательного процесса. Ее организация и проведение – самый ответственный и сложный момент, требующий и от учителя и от воспитателя большой слаженности в решении учебно-воспитательных задач, хорошо продуманной организации работы по развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся: умению работать с учебником, справочниками, различными учебными пособиями, умению организовать свой умственный труд.Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому тесная взаимосвязь воспитателя и учителей способствует улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.
Развитие познавательной активности.
И. С. Моргулис утверждает « само педагогическое руководство развитием учебно-познавательной деятельности слепых детей, осуществляемое в методах обучения, носит поэтапный характер, предусматривающий определенную последовательность введения учащихся во взаимодействие с учебным материалом.
Первый этап заключается в подготовке у слепых школьников исходной познавательной позиции (активизации чувственного опыта, знаний, определение целей и задач предстоящей деятельности).
Второй этап отражает формирование представлений об объекте деятельности на основе обучения слепых детей способам, приемам и порядку перцептивных действий.
Третий этап предусматривает усвоение учащимися нового учебного материала на основе обучения их способам и приемам умственных действий.
Четвертый этап предусматривает получение сведений о качестве усвоенных слепыми детьми знаний и учебно-познавательных действий путем активизации их воспроизводящей деятельности.
Пятый этап предусматривает восполнение пробелов в усвоенном учащимися учебном материале, систематизации новых знаний.
Специфические особенности методов обучения слепых в целом соответствуют тем сторонам учебно-познавательной деятельности, которые нуждаются в усилении педагогического руководства, что должно обеспечить:
-активизацию учебно-познавательной деятельности с целью формирования у учащихся способов и приемов системного использования сохранных органов чувств;
-интеллектуализацию учебно-познавательной деятельности с целью повышения уровня осознанности действий учащихся и осмысления непосредственного чувственного опыта;
-интеграцию средств педагогического воздействия с целью формирования у слепых детей целостных и системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
В школьной библиотеке создан банк видеофильмов для слепых со звуковым комментарием происходящих на экране событий.
При проведении видео бесед воспитатель озвучивает все изображения или другие ребята описывают события на слайдах, что способствует развитию у них навыков анализа и передачи увиденного. Подборка материалов «1000 мест, которые следует посетить».
-Стимуляция предметной практической деятельности.
Культурно-просветительская работа.
Просмотр фильмов, беседы об известных художниках, композиторах; экскурсии к памятникам. К сожалению, в школе нет рельефных изображений картин, глобусов, географических карт, что затрудняет работу педагога по развитию познавательной сферы слепых и слабовидящих детей.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств.
Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)
Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.
Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.)
для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
для информационного обеспечения, обучения;
для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля,рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.
В школе-интернате созданы расписание для слепых, надписи на спальных и классных комнатах.
Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.
Социально-бытовая ориентировка
На уроках обслуживающего труда, СБО и во внеурочное время формируются навыки самообслуживания (гигиена, уход за волосами, уборка жилища, изучение электроприборов и кухонной посуды и приготовление пищи вязание и работа с бисером).
Примеры развития навыков приготовления пищи: участие в приготовлении печенья в день Св.Николая и блинов на Масленицу).
Ориентировка на местности.
Заправка кровати.
Досуг учащихся.
Арт-терапией должны заниматься все. Родители, учителя, воспитатели, врачи-психотерапевты. И в наибольшей мере воспитатели в культурно-досуговой деятельности незрячих и слабовидящих детей в условиях их проживания в школе-интернате. Мы стараемся вводить элементы арт- терапии искусством в ежедневное общение с детьми, делать это частью их жизни.
Но есть несколько условий, которые необходимо при этом соблюдать. Творчество, любое и в любой форме, должно быть для ребенка радостью, в нем невозможно никакое принуждение. Пусть ребенку захочется читать, рисовать, лепить, слушать музыку или книжку, а воспитатель с радостью откликнется на желание ребёнка. Если у ребенка во время занятий скука,
если он делает что-то через силу - ничего хорошего не происходит. Скорее, вред. Творчество, чтобы оно приносило пользу, должно быть радостью.
Надо поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству у ребенка и если оно возникло, его нужно обставлять его как очень важное и радостное дело. Родители не только сами должны радоваться «произведению» ребенка, но и рассказывать о творческой удаче родственникам, вывешивать наиболее удачные рисунки на видном месте, обязательно с гордостью показывать гостям. Пусть ребенок радуется, любит свое творчество. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Только тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и очень поможет ему в его будущей, может быть, не очень легкой жизни.
При подготовке внеклассных мероприятий всегда находится роль для Фаи. Она участвует в литературно-музыкальных вечерах, мини-спектаклях.
Важно при работе тесное взаимодействие воспитателя и педагогов
Например, на специальном занятии учащиеся от педагога узнают о службах отделений связи, а на почту пойдут вместе с воспитателем, чтобы применить теоретические знания на практике: купить себе открытки, отправить друзьям в другую школу бандероль, выписать воспитателю газету, пообщаться с работниками отделения связи.
Изотерапия
Незрячий ребенок, как и видящий, проявляет большой интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации). Эмоциональный настрой, отзывчивость детей усиливаются по мере овладения изобразительными навыками и умениями и в то же время могут совсем пропасть, если у них что-то не получается. Поэтому необходимо осуществлять индивидуальный подход к творчеству детей, тактичное, последовательное руководство со стороны взрослого.
Учитель ИЗО Суркова В.И. отмечает, что
Уроки по изобразительному искусству корректируют знания и представления учащихся о расположении предметов в пространстве, их взаиморасположении, устанавливают соразмерность предметов.
Особую трудность в коррекции познавательных функций мы имеем, встречаясь с изображениями явлений природы, пейзажа, где надо знать законы отображения перспективы, разноплановость, перекрытия, заслонения. Изучение этих тем идет через макет, рельефный рисунок, словесное описание.
Надо сказать, что рельефный рисунок является в этих случаях часто самым наглядным средством обучения. Но это при условии, что незрячие владеют чтением рельефного рисунка и сами графически могут изобразить предмет на плоскости.
Изотерапевтическая работа предполагает большой набор различных материалов для творческого процесса. Это могут быть: краски, карандаши, восковые мелки; журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль; природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки; глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто; бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон; кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, разные типы клеев, скотч.
Для самостоятельной работы слепых детей мы подписываем материал для работы: цвета на пластилине, карандашах, цветную бумагу. Бисер расфасован в баночки по цвету. Для примера демонстрируется работа по изготовлению бус из крупных бусинок.
Всё это поможет сформировать у незрячего ребёнка представления о предметах и их свойствах. Творит каждый как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить свои мысли, переживания, чувства.
Сказкотерапия
Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета», помогают развиваться способности человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
Сказки дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования целеполагания и терпения. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро.
Приложение.
В нашей школе с детьми с нарушением зрения проводятся факультативные занятия по развитию мелкой моторики и развитию мимики и пантомимики.
В своей работе для детей с ОВЗ использую различные методы, упражнения и игры для развития осязания и мелкой моторики рук, на занятиях применяю упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки…
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве (мимика и пантомимика). А совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.
Ещё Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев».
1.Обследование различных предметов (дерева, металла, стекла, ткани и др.) с целью тренировки дифференцирования их формы, величины, фактуры и темпа ощущений.
2.Сортировка мелких предметов (камушки, бусинки, жёлуди, шишки, ракушки, крупы) по форме, величине, материалу.
1. Совершенствую навыки осязательного восприятия предметов с помощью дифференцированных игр (пирамидок, почтовый ящик, чудесный мешочек, мозаика и т. д.).
4.Обучение приёмам обследования предметов и их изображения, геометрических форм, предметов домашнего обихода, одежды, посуды, мебели, животных, птиц, растений и т. д. 5.Занятие аппликацией, выкладывание узоров из геометрических фигур, составление отдельныхпредметов (забор, ёлочки, неваляшка, снеговик, домик и т. д.) и композиции из них.
6.Занятия лепкой (пластилин, глина, тесто - мукосольки, и даже снег, песок)
7. Занятие аппликацией и лепкой (заполнение рельефногорисунка пластилином: подбор деталей).
8. Занятие с использованием мозаики, пазлы.
9. Занятие с нитками, наматывание клубков, плетение косичек (поясов, закладок). «Рисование» нитками по бархатной бумаге.
10. Работа с бумагой: знакомство с бумагой (газета, салфетка,туалетная, промокательная, сгибание пополам, обрывание по контуру предметов, составление композиции.
11. Конструирование: знакомство с различными конструкторами и их назначением, подбор деталей по форме (с помощью наложения и приложения), обучение скреплению деталей, сборка предметов.
12. Работа с фольгой: разглаживание мягкого листа ладонями, отдельными пальцами, формовка различных деталей. «Рисование» по фольге – оттиски.
13. Чтение рельефных рисунков, приёмы обследования.
14. Обучение приёмам рисования – штриховка: освоение разных видов движений, как приёмов рельефного рисования (движение по прямой, кругу, волнистые сначала в воздухе, а потом на бумаге), работа с геометрическими фигурами (фиксация линейки пальцами левой руки, обводка, штриховка).
15. Работа с ножницами: нарезание полосок, вырезание геометрических фигур и работа с фигурными ножницами.
16. Подушечка (застёгивание и расстёгивание молнии, пуговиц, кнопок, а также шнуровка, плетение).
17. Шнуровки с пуговицами (бусы, часы, кулоны, пояса). Осенью нанизывание ягод рябины, мелких плодов, семян тыквы или арбуза – БУСЫ. Шнуруем и крупные макароны.
18. «Чудесный мешочек». Угадай, что это?
19. Выкладывание на пластилиновой основе (досочка) узоров из различных семян (косточки персика, семена ясеня, арбуза, дыни, крупы).
20. Завязывание и развязывание лент, бантов (даже галстуков), узелков, шнурков….
21. «Станок» для плетения (квадратный и круглый).
22. Бисероплетение.
23 Работа с самоклеющейся бумагой, фетром и плюшем для творчества.
24. Оформление декоративных открыток пайетками, цветами.
25. Оформление открыток узорными дыроколами.
26. Молды для создания фигурок.
Выводы.
Только комплексный подход к решению реабилитационных задач позволит подготовить ученика специальной школы к интеграции в общество зрячих, что подтверждает опыт хорошо реабилитированных инвалидов по зрению. Выпускники нашей школы Кузнецова Светлана (хорошо вяжет), Шарнин
Алексей (закончил музыкально-педагогический колледж по классу баяна, самостоятельно ориентировался в окружающей жизни, ездил на выходные домой в Белогорск), Пономарёв Иван (учится в Иркутске в технологическом колледже на отделении компьютерных технологий), Лебедева Лена ( учится в педколледже), Лепке Данил ученик 10 класса хорошо владеет компьютером для незрячих общается с молодыми людьми по Интернету.
Такие результаты были достигнуты благодаря комплексному подходу к решению реабилитационных задач педагогами и родителями обучающихся.
При этом комплексный подход предполагает, с одной стороны, разграничение обязанностей тифлопедагогов, ведущих коррекционные занятия, преподавателей общеобразовательных дисциплин и воспитателей, а с другой стороны – их тесную взаимосвязь.
Проблемы:
Необходимо приобрести прибор по рисованию Брайля.
Учебники по английскому языку.
Мячи для проведения двигательных упражнений.
Дозаторы, говорящие весы.
Учебные предметы: специальные бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, прибор для рисования, прибор для черчения, чучела птиц и животных, рельефные карты, звуковые калькуляторы и мячи и пр.
Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.Поэтому при общении снезрячими необходимо помнить, что слепота является болезненной темой. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично. Тактичность вообще является одной из условий при работе и общении с инвалидами по зрению. Помните, что специфические трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие.
В день международный белой трости
Проложите, люди, в душах мостик
И войдите в положение незрячих
Мир наш предстаёт для них иначе.
Чувством, обострённым до предела,
В городе свой путь найдёт умело,
Человек, идущий между нами,
С белой тростью верными шагами.
Радионова Людмила Николаевна старший воспитатель
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Из опыта работы Ваненковой Людмилы Анатольевны, воспитателя высшей категории ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» 1 отделение
Особенности речи с нарушениями интеллектуального развития рассматриваются многими исследователями (В.В. Воронкова, А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов). Неумение многих детей с ограниченными возможностями здоровья правильно пользоваться акцентным членением фразы и интонацией обедняет и без того несовершенную устную речь, лишая ее эмоциональной окрашенности, выражения личностного отношения к сказанному.
Существует ряд методик по развитию выразительной речи, но они, как правило, предназначены для занятий в урочное время. В связи с этим существует необходимость в разработке методических подходов во внеурочное время. Одним из таких подходов в школе стал кружок «Театральная гостиная»(презентация)
Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания.
В детях коррекционной школы учителя и педагоги дополнительного образования стараются развивать самые разные интересы.
В школе успешно ведется работа с театральным коллективом, в котором, занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству.
Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов.
Цель реализации программы – развитие выразительной речи; формирование раскованного, общительного человека, не только владеющего основами сценического мастерства, но и коммуникативные качества личности ребёнка, умеющего слушать и понимать.
Общим принципом воспитательной работы с детьми, нуждающимися в компенсирующем обучении и воспитании, является позитивное принятие наших воспитанников такими, какие они есть, с учётом их природной своеобразности, а наша педагогическая деятельность им крайне необходима.
Работа в театральной студии направлена не только на приобретение ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование эстетического чувства, развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками
“Театр и игра” понятия неразделимые, и поскольку в младшем школьном возрасте у детей с проблемами в развитии ведущей остается игровая деятельность, необходимо начинать занятия по развитию выразительной речи с игры.
Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, призваны обеспечить не только развитие выразительности речи, но и естественные психомоторные возможности детей, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Дети, которым с большим трудом дается устная речь, легко заменяют речь мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, совершенствует навык воплощения в игре определенных переживаний, прививает интерес к литературе, восприятию художественных произведений, пониманию роли интонации, темпа, тембра голоса и др.
Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, я опираюсь на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим проводится большая работа с использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребёнку легче общаться с партнёром.
В ходе подготовки к спектаклю стараюсь соблюдать несколько основных правил:
· не перегружать детей;
· не навязывать своего мнения;
· не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
· предоставлять всем детям возможность пробовать себя в разных ролях.
Как правило, при работе с детьми, для сценического воплощения используются сказки. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, стремление бороться со злом, желание понять другого человека, побуждают к справедливости.
Выбирая материал для инсценировки, я учитываю интересы детей и отталкиваюсь от их возрастных возможностей, знаний и умений. Но в то же время необходимо обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности детей.
Занятия и репетиции проходят в благоприятной, радостной атмосфере, и тогда ребёнок получает удовольствие от творчества. И тогда результат не заставит себя долго ждать. Конечной целью работы театральной студии является воспитание и формирование личности думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
За свои достижения в театральной деятельности дети кружка «Театральная гостиная » награждены:
Дипломами Всероссийских творческих конкуров в номинации:
«Актерское искусство»;
Агитбригада «Просто класс!»;
Театрализованная постановка «Дети и Война»;
«Мы - артисты!»;
«Музыка нас связала»
Грамотами и благодарностями »Свободненского городского общества инвалидов», «Лада», «Реабилитационного центра «Бардагон» за участие в концертах и представлениях.
Актуальность выбора темы
· коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и социально-психологической адаптации;
· подготовка воспитанников к активной жизни;
· привитие любви к своей земле и к своему народу, богатой и живой культуре;
· чувство свободы и раскрепощения;
· воспитание активного, жизнерадостного человека;
· поддержка положительных эмоций;
· приобретение детьми дополнительного объёма знаний.
Почему я выбрала именно это направление ?
Как известно музыкальное воспитание детей с дефектами в речевом развитии является одним из эффективных методов коррекции эмоционально – волевой сферы и социально – психологической адаптации. Привить детям любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости, накопленной веками, богатой и живой культуре – очень важная задача. Готовясь к празднику, дети усваивают, что народный праздник– это не безделье, а день труда и веселья.
Проводимые мероприятия несут радость и чувство удовлетворения не только детям, но и взрослым.
Проводимые мероприятия находят очень теплый отклик среди зрителей.
Театр – удивительная форма общения. Здесь предоставляется возможность “и себя показать, и на других посмотреть”.
По результатам проделанной коррекционно-развивающей работе, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность положительно влияет на многие факторы в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:
• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются
• развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
• активизируется собственная речь
• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
• обогащается словарный запас
• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений • развивается эмоционально-волевая сфера
• корректируется поведение
• формируется самостоятельность и активность
• научились проявлять свои творческие возможности
Выступая перед зрителями, играя с неподдельным азартом, распевая песни и частушки, дети демонстрируют свою индивидуальность, имеют возможность почувствовать себя успешными в своей роли , ощущают свою значимость, ответственность, а главное – раскрывают внутренний мир.
И в заключении хочется сказать, что развитие творческих способностей у детей с ОВЗ формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства. КОНФЕРЕНЦИЯ презентация .pdf
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я С И С Т Е М А
Воспитательная система школы-интерната предполагает единство воспитания в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной деятельности и в социуме. Она включает в себя следующие компоненты:
Øвоспитательная функция урока;
внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры; объединения дополнительного образования);
Øвнеурочная развивающая деятельность (экскурсии, поездки, культпоходы и т.д.);
Øвнутри классная жизнь, способствующая творческому развитию каждого воспитанника, формированию классного коллектива и его традиций;
Øорганизация традиционных общешкольных дел, способствующих формированию школьного ученического коллектива;
Øорганизация взаимоотношений в классных и школьных коллективах, развитие общественной активности обучающихся, организация сотрудничества и сотворчества педагогического и ученического коллективов;
Øорганизация самообслуживания;
Øцеленаправленная воспитательная деятельность, содержанием которой являются нравственное формирование личности, ее коррекция в случае необходимости, социализация личности, повышение уровня воспитанности ребенка; эта деятельность основана, прежде всего, на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.
Воспитательная работа в школе-интернате направлена на выполнение цели, поставленной в Программе развития воспитательной системы на 2012 – 2015 учебный год: «Создание адаптивной образовательной среды для максимальной реализации потенциала воспитателя и ребенка в соответствии с их социальными и личностными запросами» и решении следующих задач:
ØСоздание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.
ØПсихолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условием благополучной социализации и самореализации человека во взрослой жизни.
ØОрганизация разнообразной, творческой, личностно-значимой деятельности детей, интересного и полезного досуга учащихся.
Средства реализации воспитательных целей и задач в школе-интернате
ØВоспитательная система ориентирована на общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой;
ØФормирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура, экологическое благополучие;
ØФормирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности.
Школа-интернат обеспечивает использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.Предоставляет детям возможность выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное время; в работе органов детского самоуправления; в походах, экскурсиях, различных массовых мероприятий, организуемых с целью воспитания школьников, как в учебное, так и в каникулярное время.
Актуальность программы:Ребенок хочет учиться тогда, когда созданы все условия для развития его потенциала, когда он ощущает себя успешным человеком. Если учесть, что успех - это результат определенной деятельности личности, сопровождаемый чувством радости, то ключ к успеху в работе школы-интерната кроется в создании условий для целостного развития, как личности воспитателя, так и личности ребенка. В школе-интернате педагогическим коллективом разработаны программы последующим направлениям:
Направления программы
|
Подпрограмма по профориентации «Большая дорога в жизнь» |
Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей |
Решаются проблемы личностного и профессионального самоопределения Увеличивается количество технических кружков для расширения возможностей учащихся в выборе профессионального места в жизни |
2012- 2015гг. |
Подпрограмма по дорожной безопасности «Грамотный пешеход» |
Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма |
Развивается умение ориентироваться в дорожно- транспортной ситуации Воспитывается дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге. Формируется сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих |
2012- 2014гг. |
Подпрограмма коррекционно- педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу» |
Повышение педагогической культуры семьи на основе дифференцированного подхода к ней |
Созданы условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка. Сформированы адекватные отношения между родителями и детьми, родителями и школой. |
2012-2015гг. |
Подпрограмма «Воспитание социально- компетентностной личности» |
Воспитание социально- компетентностной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда |
Обеспечение мобильной, социальной и профессиональной мобильности ученика Умение пользоваться средствами коммуникации как ресурсами достижимости Улучшение социальной ориентации выпускника |
2013- 2015гг. |
|
|
|
|
Подпрограмма «Одаренные дети» |
Создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей |
Обеспечение условий для развития всех учащихся школы Повышение показателей успешности детей на городских, областных и российских конкурсах, соревнованиях |
2012- 2015гг. |
|
воздействию окружающей среды |
|
|
Подпрограмма воспитания искусством детей с ограниченными возможностями здоровья «Золотой Росток» |
Создание условий для воспитания творчески активной личности, формирование у учащихся базовой культуры |
Уменьшение конфликтных ситуаций, снижение уровня агрессивного поведения детей. Содействие процессу адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья посредством искусства, культуры. Обеспечивается полисенсорное воздействие на психофизические недостатки развития детей со зрительной депривацией |
2012- 2015гг. |
Мы - патриоты |
Расширение у детей круга знаний по истории России, ее традиций, культуры, формирование чувства патриотизма, правового сознания и гражданской ответственности |
Формируется патриотическое сознание Повышаются знания об истории и культурных традициях страны Приобретаются навыки коллективной деятельности Формируется чувство ответственности и самостоятельности Воспитывается уважительное отношение к государственным символам России. |
2012- 2015гг. |
Дополнительное образование |
Социально- педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья |
Начальное обучение творчеству Специализация и сотворчество воспитанников и взрослых Количественные и качественные показатели успешности детей Реализация спроса на удовлетворение потребностей детей в дополнительном образовании |
2012-2014гг. |
Подпрограмма «Мы - вместе» |
Социально- педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения, обучающихся по программе 8 вида |
Создаются условия для позитивного развития личности Идет подготовка детей к ответственной и осмысленной жизни в гражданском обществе Формируются коммуникативные навыки Формируются умения понимать себя и других Формируются знания правовых актов и неукоснительности их соблюдения |
2013-2015гг. |
В сентябре 2013 года в школе стартовала общешкольная программа «Грамотный пешеход». Разработанная программа позволяет не только повысить знания детей по ПДД, но и выработать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику. В рамках программы прошли классные часы
С сентября 2013 в школе-интернате подводятся итоги конкурса по благоустройству спальных комнат. Лучшими комнатами в сентябре признаны комнаты : Симаковой Л.Б., Корневой А.А., Черыковой Н.Т.,
В октябре – Симаковой Л,Б, Прядуновой О.В., Ваненковой Л.А., Черыковой Н.Т.
Пребывание ребенка со зрительной патологией в условиях школы- интерната приводит к нарушениям его эмоционально-личностного, соматического развития и требует коррекции тех проблем, которые влияют на формирование личности. Составленная программа рассчитана на использование воспитателем активных форм внеклассной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей слабовидящих школьников, позитивно влияющих на развитие личности ребенка.
Для реализации воспитательных задач в школе-интернате реализуются следующие программы: (приложение фото)
vЗдоровье «Здоровье»
vПрограмма воспитания искусством детей с ограниченными
возможностями здоровья «Золотой Росток».
v«Мы – патриоты».
vДополнительное образование:
v«Большая дорога в жизнь» (программа по профориентации)
vПрограмма коррекционно-педагогической работы с семьей
«Шаг навстречу»
vГрамотный пешеход
Формы воспитывающей деятельности.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
- Подготовка и проведение: классных часов; этических бесед; диспутов, дискуссий; мероприятий к праздникам и памятным датам; встреч с интересными людьми, ветеранами войны и труда, уроков мужества.
- Сотрудничество с Советом ветеранов
- Изучение жизни и деятельности деятелей науки и культуры, известных исторических личностей.
- Операция «Забота»
- Изучение материалов о народных традициях, обычаях, праздниках.
Эстетическое воспитание
- Подготовка и проведение: конкурсов творческих работ; торжественных юбилейных дат; концертных программ, праздников; новогодних праздников; праздника Масленицы;
дня защитника Отечества; вечера встреч с выпускниками;
бесед, лекций, классных часов, викторин по эстетическому направлению.
- Участие:
в городских и областных конкурсах и смотрах детского творчества; в фестивалях.
Трудовое воспитание
- Дежурство по школе, классу.
- Уборка школы и школьной территории, их благоустройство.
- Участие в ремонте школы.
- Оформление школы к праздникам.
- Работа на пришкольном участке.
Спорту туризм, физическое воспитание
- Проведение: Дня здоровья;
спортивных соревнований и праздников; туристических походов.
- Участие:
в городских и областных соревнованиях среди детей- инвалидов;
в работе спортивных секций.
Краеведческая работа
- Проведение: пеших экскурсий по городу; автобусных экскурсий;
проведение поисковой и исследовательской работы.
- Работа в школьном краеведческом музее.
- Работа с архивными материалами.
- Знакомство с традициями и обычаями родного края.
Воспитательную работу в школе-интернате осуществляют 15 воспитателей и 8 педагогов дополнительного образования. Из 15 воспитателей 3 человека имеют высшую квалификационную категорию, 3 – первую, 5 – вторую, 1- соответствие занимаемой должности, 3 человека, вновь прибывшие воспитатели, не имеют категории.
Все воспитатели и педагоги ДО вовремя прошли курсы повышения квалификации, занимаются самообразованием. По итогам года лучшим воспитателем признана Симакова Л.Б., лучшим педагогом дополнительного образования Суркова В.И. На празднике Достижений четырем педагогам ДО были вручены грамоты за творчество в делах школы, 12 воспитателям - за активное участие в жизни школы, различных конкурсах и спортивных соревнованиях. В 2011 – 2012 учебном году коллектив воспитателей и педагогов ДО принял участие в областном заочном конкурсе «Лучшее интернатное учреждение» в номинации «Школа Здоровья», в областном заочном конкурсе по безопасности дорожного движения, где занял первое место. Педагоги ДО успешно участвовали в фестивале социальных интернет – ресурсов «Мир равных возможностей» в номинации «Дом надежды», войдя в десятку лучших социальных сайтов России. Педагоги ДО подготовили детей-инвалидов для успешного выступления на областном фестивале инвалидов (дипломы 1, 2, 3 степени). В областной выставке детского творчества для слабовидящих и слепых детей приняли 46 детей, все были отмечены грамотами и призами (педагоги ДО Суркова В.И., Кравченко Л.А., воспитатели Козловская О.Г., Симакова Л.Б., Семенчук И.П.., Орешкина Е.А., Моргунова Г.Г., Прядунова О.В., Ашиток Е.Д.). В областной выставке детского творчества «Созвездие» приняло 26 детей, 3 человека были отмечены грамотами министерства образования. Наши спортсмены стали первыми на областных соревнованиях среди коррекционных школ по настольному теннису и шашкам, вторыми по легкой атлетике. В областной спартакиаде среди инвалидов «Мир равных возможностей» в личном зачете завоевали только 1, 2, 3 места. Корреспонденты школьной газеты «Теплый дом» публиковали свои работы в журнале «Школьный вестник», на сайте газеты для детей-сирот «Мы сами», 4 лучшие работы вошли в городской детский сборник. В городском конкурсе сочинений, посвященном 100-летию г. Свободного, призерами стали 4 учащихся нашей школы. 7 детей получили дипломы и грамоты за победу в городском конкурсе детского творчества «Живи в гармонии с природой». Руководитель школьного краеведческого музея Султанова О.В. успешно выступила в городском конкурсе школьных музеев. Матющенко Ю. стал лучшим читателем городской детской библиотеки, Туркова Н. получила стипендию Амурского фонда культуры в номинации «Вокальное пение».
Более тридцати учащихся являются победителями школьного конкурса «Воспитанник года» в различных номинациях. 20 человек получили грамоты и призы за активное участие конкурсах и соревнованиях разного ранга. Лучшими классами признаны 3 класс, 7 класс (воспитатели: Симакова Л.Б., Прядунова О.В.) Семи классам вручены грамоты за победу в различных номинациях общешкольного конкурса «Класс года». Лучшим творческим коллективом признан школьный духовой оркестр, руководитель Коротков А.Е.
Можно сделать вывод, что творческая активность детей и педагогов в школе-интернате - высокая. Детям нравится участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, получать награды и грамоты, которые бережно хранятся в портфолио. О достижениях наших детей рассказывается в школьной газете, школьном сайте, городской газете.
Творческая активность воспитанников школы-интерната ежегодно повышается, дети умеют работать в команде, подчиняться правилам, использовать различные роли. Слабо развиты такие социальные компетенции как умение выстраивать коммуникации, принимать инициативу на себя.
В течение года в школе-интернате прошли традиционные школьные дела: день Знаний – сентябрь; неделя здоровья – октябрь ( Радионов В.В., воспитатели); день рождения школы – ноябрь ( Суркова Н.А.); новогодние праздники – декабрь( Прядунова О.В., Короткова В.А., воспитатели); декада по ПДД – январь (воспитатели и педагоги ДО); месячник по военно-патриотическому воспитанию «Служу Отечеству» (Радионов В.В., воспитатели, ); День святого Валентина – февраль (Дынина Н.В., Старостина О.В.); масленица – март Шушарина О.В., Наумова Н.В.);
праздники для мам – март (воспитатели и классные руководители);
книжкина неделя – март Старостина О.В. и воспитатели);
день открытых дверей для родителей – март ( Коротков А.Е.Суркова В.И., Плыгун К.П., Кравченко Л.А.); Триада Здоровья – апрель ( Радионов В.В.); неделя по пожарной безопасности – апрель (воспитатели); неделя по профориентации – апрель ( воспитатели);
концерт военно-патриотической песни – май ( воспитатели);
Праздник достижений – май (воспитатели.); Последний звонок – май (Козлова Т.А.); туристический слет – май (Радионов В.В.,); праздник «Здравствуй, лето!» - июнь (воспитатели)
Проходили мероприятия, намеченные по плану в рамках Года российской истории. Все школьные мероприятия носят комплексный характер, так как в их проведении участвуют педагоги ДО, воспитатели, дети. Мероприятия проходят на высоком уровне, хорошо и интересно подготовлены. Хочется отметить, что большинство воспитателей и педагогов самостоятельно разрабатывают мероприятия, публикуют разработки на школьном сайте. У каждого воспитателя накоплен богатый материал разработок, сценариев, игр. Изданы сборники воспитательных мероприятий, которые хранятся в методическом кабинете. В течение года открытые мероприятия провели воспитатели: Симакова Л.Б., Прядунова О.В., Березин И.И., Черыкова Н.Т., Дынина Н.В., с приглашением коллег: Ашиток Е.Д., Моргунова Г.Г., Семенчук И.П., Шмелева А.Н. Чтобы повысить у детей уровень знаний по правилам дорожного движения в декабре 2011 года в школе стартовала общешкольная программа «Грамотный пешеход». Разработанная программа позволяет не только повысить знания детей по ПДД, но и выработать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику. В рамках программы прошел единый классный час «Светофору – 100 лет», конкурс проектов «Автоплощадка». На конец учебного года нарушений детьми правил дорожного движения не отмечено.
В апреле в школе-интернате был объявлен конкурсов проектов по благоустройству территории. Победителями в этом конкурсе стали учащиеся 1, 2 классов. Воспитателям Семенчук И.П. и Орешкиной Е А. было предложено возглавить работы на своих участках. В реализации проектов с энтузиазмом участвовали дети, воспитатели и результат был налицо. Школьный двор преобразился. В следующем году в сентябре решено объявить конкурс по благоустройству спальных комнат.
Активизировалась воспитательная работа в 2013-2014 учебном году.
Воспитатель Семенчук И.П. приняла участие в Областном конкурсе
« Воспитать человека -2013», является победительницей в номинации
« Воспитание патриотизмом»
Многие воспитатели работают по разработанным программам :
· Дынина Н.В. « Становление», работает над темой по самообразованию
« Профессиональное самоопределение школьников с нарушением зрения».
· Ваненкова Л.А. программа « По дорогам добра» тема по самообразованию « Формирование коллектива учащихся через КТД».
· Прядунова О.В. программа : Дорога открытий», тема по самообразованию « Воспитание успехом»,
· Семенчук И.П. программа « Страна Гармония», тема по самообразованию « Формирование навыков продуктивного общения детей с ограниченными возможностями здоровья»
· Симакова Л.Б. программа « Мы будущее России», тема по самообразованию « Современные подходы к организации реабилитационного досуга детей « группы риска» в коррекционной школе-интернате »
У остальных воспитателей имеются рабочие планы и темы по самообразованию. Готовят материалы для разработки программ.
В течение 1 четверти открытые мероприятия провели воспитатели: Симакова Л.Б.,» диспут « Планета Земля: кто мы на ней- хозяева или гости», Викторина « Посвященная Белой трости».
Прядунова О.В., праздник « Загадки осени»
Шмелева А.Н., « урок-викторина « В здоровом теле-здоровый дух»
Ваненкова Л.А. инсценировка сказки по ПДД « По щучьему велению
В 2013г.- много прошло различных общешкольных мероприятий: 1 сентября – День Знаний, Встреча с выпускниками, Праздник осени, День учителя, праздник в начальной школе « Разноцветная метелица Осень», Конкурс рисунков, конкурс стихов, проведен месячник « Белая трость», Городской конкурс рисунков « Мы за здоровый образ жизни»- 2 воспитанника Банный Денис и Власова Варя награждены дипломами и ценными подарками, книжная выставка к юбилею Тургенева- писатель судьбы русского народа, беседа по классам начальной школы « От чего книги плачут?» Всероссийская олимпиада « Эрудит планеты- 2013», конкурс писем в областную газету, диспут « Планета Земля, Кто мы на ней- хозяева или гости?».
В сентябре 2013г. воспитанники приняли участие в Областной спартакиаде среди инвалидов - заняли 1 общекомандное место.
В сентябре 2013 года в школе стартовала общешкольная программа «Грамотный пешеход». Разработанная программа позволяет не только повысить знания детей по ПДД, но и выработать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику. В рамках программы прошли классные часы
С сентября 2013 в школе-интернате подводятся итоги конкурса по благоустройству спальных комнат. Лучшими комнатами в сентябре признаны комнаты : Симаковой Л.Б., Корневой А.А., Черыковой Н.Т.,
В октябре – Симаковой Л,Б, Прядуновой О.В., Ваненковой Л.А., Черыковой Н.Т.
В ноябре 2013г. воспитанники школы-интерната приняли участие в Областной спартакиаде по шашкам- заняли 1 общекомандное место.
Во 2 четверти воспитанники с педагогическим коллективом приняли активное участие в Областном фестивале « Мир моих увлечений» 23 воспитанника награждены дипломами и сладкими призами и педагогически работники награждены благодарностью Министра образования и науки Амурской области.
В декабре 2013г. прошел Областной фестиваль детей-инвалидов «Славим тебя, Приамурье родное!» 23 воспитанника поощрены дипломами различной степени, педагогические работники поощрены грамотами.
Педагог ДО Макеева Т.В. и воспитатель Ашиток Е.Д. руководители школьного краеведческого музея создали сайт музея, подготовили документы и прошли аттестацию « Лучший школьный музей». Гончарова Ира и Баранова Света приняли участие в Областной краеведческой конференции « Приамурье, наш дом!» Гончарова Ира заняла 2 место в номинации « Школьный музей».
В декабре 2013г. все воспитанники под руководством педагогических работникам приняли участие в Городском конкурсе « Елочки бывают разные». Воспитанникам, от администрации городского музея вручены дипломы и сертификат на посещение праздничных мероприятий, проводимых в городском музее.
Воспитанники посещают различные кружки и спортивные секции. На протяжении многих лет являются победителями спортивных Олимпиад по различным видам спорта.
Спортивные достижения воспитанников в 2010, 2011, 2012,2013 гг.
месяц |
Название мероприятия |
ФИО педагога |
Участие детей |
результат |
2010 |
||||
Сентябрь
|
Областные соревнования по волейболу |
Радионов В.В. |
Команда по волейболу |
3 место |
ноябрь |
Областные соревнования по шашкам |
Радионов В.В. |
Рудь В Немцов А Гуменюк Т. |
1 место |
май |
Областные соревнования по легкой атлетике |
Радионов В.В. |
8 человек |
2 общекомандное место |
май |
Областные соревнования по настольному теннису |
Радионов В.В. |
13 человек |
1, 2, 3, места в личном зачете 1 общекомандное место |
2011 |
||||
Сентябрь
|
Финал спартакиады для инвалидов |
Радионов В.В. |
Рудь В Максимова Ю Нечипоренко А. |
2 место теннис 2 место теннис 3 место теннис |
октябрь |
Областные соревнования по волейболу |
Радионов В.В. |
Команда по волейболу |
3 место |
ноябрь |
Областные соревнования по шашкам |
Радионов В.В. |
Рудь В Немцов А Гуменюк Т. |
1 место |
декабрь |
Соревнования по шашкам на приз Деда Мороза |
Радионов В.В. |
1-10 классы |
Грамоты победителям 12 человек |
2012 г. |
||||
май |
Областные соревнования по шашкам и настольному теннису |
Радионов В.В. |
13 человек |
1, 2, 3, места в личном зачете 1 общекомандное место |
май |
Областные соревнования по легкой атлетике |
Радионов В.В. |
8 человек |
2 общекомандное место |
октябрь
|
Областная спартакиада инвалидов |
Радионов В.В. |
8 человек |
2, 3, 4 место в личном зачете |
ноябрь |
Областные соревнования по волейболу |
Радионов В.В. |
15 человек |
1 место в общекомандном зачете |
ноябрь |
Областные соревнования по шашкам |
Радионов В.В. |
Немцов А. Кондратьев А Баранова С Ефремова Р |
1 место 3 место 1 место 5 место |
Участие и достижения воспитанников 2011, 2012, 2013 гг.
месяц |
Название мероприятия |
ФИО педагога |
Участие детей |
результат |
Сентябрь 2011г. |
Финал спартакиады для инвалидов |
Радионов В.В. |
Рудь В Максимова Ю Нечипоренко А. |
2 место теннис 2 место теннис 3 место теннис |
сентябрь |
Школьная выставка цветов, плодов и овощей |
Воспитатели 1-10 классов |
Учащиеся 1 -10 классов |
6 класс-грамота 7 класс–грамота Остальные классы-благодарственные письма |
октябрь |
Презентация детского сборника в ДНТ им. Комарова |
Киргизова Л.К. |
Пономарев И. Рудь В Колобов Ю Ефремова Р. |
грамоты ценные призы |
октябрь |
Сотрудничество с газетой «Мы сами», журналом «Школьный вестник» |
Киргизова Л.К. Северова Н.В. |
Корреспонденты газеты «Теплый дом» |
Публикации в журнале «Школьный вестник», на сайте газеты «Мы сами» |
октябрь |
Областные соревнования по волейболу |
Радионов В.В. |
Команда по волейболу |
3 место |
ноябрь |
Областные соревнования по шашкам |
Радионов В.В. |
Рудь В Немцов А Гуменюк Т. |
1 место |
ноябрь |
Выставка портфолио |
Воспитатели 1-10 классов |
Учащиеся 1 – 10 классов |
Благодарственные письма 10 человек |
ноябрь |
Городская выставка-ярмарка детских изделий |
Кравченко Л.А. Суркова В.И. Козловская О.Г. |
Синичук Е Михайленко Л Сюмак А Куцык Д Лысенко Е. |
Благодарственные письма, ценные призы |
ноябрь |
Школьный конкурс печатных газет |
Воспитатели 5-10 классов |
5-10 классы |
8, 7,10 классы-грамоты |
декабрь |
Областная выставка декоративно-прикладного искусства «Судьбы своей преодоление» |
Горева Н.А. Суркова В.И. Кравченко Л.А. Семенчук И.П. Орешкина Е.А. Моргунова Н.А. Ашиток Е.Д. Прядунова О.В. Симакова Л.Б. Козловская |
40 детей |
Грамоты Ценные подарки
|
декабрь |
Городской фестиваль инвалидов |
Наумова Н.В. Волкова Н.А. Коротков А.Е. |
23 человека |
Дипломы, грамоты |
декабрь |
Областной фестиваль инвалидов «В сердце моем-Приамурье родное!» |
Наумова Н.В. Волкова Н.А. |
Вокальная группа Дуэт Танцевальный ансамбль 14 человек |
Дипломы 1,2,3, степени
|
декабрь |
Соревнования по шашкам на приз Деда Мороза |
Радионов В.В. |
1-10 классы |
Грамоты победителям 12 человек |
2012 г. |
||||
март |
Областная выставка детского творчества «Созвездие» |
Плыгун К.П. Кравченко Л.А. Суркова В.И. Горева Н.А. |
26 детей |
3 призовых места |
апрель |
Конкурс проектов по благоустройству территории Конкурс проектов «Автоплощадка» |
1 – 6 классы
7, 9 классы |
|
1, 2 классы –грамоты за победу
|
май |
Областные соревнования по шашкам и настольному теннису |
Радионов В.В. |
13 человек |
1, 2, 3, места в личном зачете 1 общекомандное место |
май |
Областные соревнования по легкой атлетике |
Радионов В.В. |
8 человек |
2 общекомандное место |
май |
Областная спартакиада инвалидов |
Радионов В.В. |
6 человек |
1, 2, 3 места в личном зачете |
Май
май |
Городской конкурс «Живи в гармонии с природой» |
Суркова В.И. |
7 призовых мест |
Грамоты, призы |
май |
Городской конкурс сочинений к 100 – летию г. Свободного |
Кривошапова Л.И. |
Пономарев И. Ефремова Рита Полтавцев А. Федоров А. |
грамоты |
май |
Городской конкурс «Лучший читатель» |
Старостина О.В. |
Матющенко Ю |
Лучший читатель города |
май |
Отчетный концерт в Амурском фонде культуры |
Наумова Н.В. |
Полтавцев А Туркова Н |
Туркова Н – стипендиат Амурского фонда культуры |
октябрь
|
Областная спартакиада инвалидов |
Радионов В.В. |
8 человек |
2, 3, 4 место в личном зачете |
октябрь |
Областная выставка технического творчества |
Плыгун К.П. |
3 человека Лекомцев М. Михайленко В. Лысенко В. |
Свидетельство участника |
октябрь |
Городская выставка детского творчества в музее имени Комарова |
Симакова Л.Б. Кравченко Л.А. Суркова В.И. |
11 человек |
7 человек дипломы 1, 2, 3 степени |
октябрь |
Школьная выставка детского творчества «Очей очарование» |
Воспитатели 1 – 10 классов |
87 человек |
Грамоты, благодарственные письма, сладкие призы |
ноябрь |
Областные соревнования по волейболу |
Радионов В.В. |
15 человек |
1 место в общекомандном зачете |
ноябрь |
Областные соревнования по шашкам |
Радионов В.В. |
Немцов А. Кондратьев А Баранова С Ефремова Р |
1 место 3 место 1 место 5 место |
декабрь |
Областной конкурс сочинений для людей с нарушением зрения» С чего начинается Родина»» |
Кривошапова Л.И. Попова Е.Г. Капорова О.Ю. |
20 человек |
3 призовых места, дипломы 1,2,3 степени. Подарки, благодарности |
декабрь |
Областная литературная викторина для людей с нарушением зрения « Я читаю, и значить, я живу « |
Кривошапова Л.И. |
12 человек |
2 призовых места, дипломы, грамоты лауреатов, подарки всем воспитанникам. |
2013 |
||||
май |
Областные соревнования по настольному теннису |
Радионов В.В. |
13 человек |
1 общекомандное место |
май |
Областные соревнования по легкой атлетике |
Радионов В.В. |
8 человек |
1 общекомандное место |
май |
Областная спартакиада инвалидов |
Радионов В.В. |
8 человек |
1,2, 3, место в личном зачете |
ноябрь |
Областные соревнование по шашкам |
Радионов В.В. |
4 человек |
1,2 место в личном зачете 1 общекомандное место |
сентябрь |
Городской конкурс Творчества « Мы, за здоровый образ жизни» |
Воспитатели |
24 человек
|
Миронова В. Банный Д. Михайленко В. Пересадина Ю награждены дипломами 1,2.3степени |
декабрь |
Городской конкурс Творчества « Елочки бывают разные» |
Воспитатели |
44 человек
|
27 воспитанников награждены дипломами 1,2.3степени |
декабрь |
Областной фестиваль Творчества « Мир моих увлечений» |
Воспитатели учителя педагоги ДО |
24 человек
|
24 воспитанника награждены дипломами 1,2.3степени и ценными подарками |
декабрь |
Областной фестиваль Творчества « Славим, тебя, Приамурье родное1»» |
Воспитатели Учителя Педагоги ДО |
24 человек
|
24 воспитанника награждены дипломами 1,2.3степени и ценными подарками |
декабрь |
Областной конкурс Творчества « Сохраним амурского тигра» |
Воспитатели Учителя Педагоги ДО |
14 человек
|
Михайленко С. награждена дипломам 2 степени и ценным подаркам |
Кроме участия воспитанников и педагогов в Городских, Областных и общешкольных мероприятий все воспитатели, классные руководители проводят работу в классах, группах по организации досуга. Для успешной работы воспитателями составляются программы, рабочие планы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В этом году открыты 4 досуго- игровых комнат с учетом возраста и возможностей воспитанников, Комнаты оборудованы теле-музыкальной аппаратурой, бытовой техникой.
Можно сделать вывод, что творческая активность детей и педагогов в школе-интернате - высокая. Детям нравится участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, получать награды и грамоты, которые бережно хранятся в портфолио. О достижениях наших детей постоянно рассказывается в школьной газете, школьном сайте, городской газете.
Творческая активность воспитанников школы-интерната ежегодно повышается, дети умеют работать в команде, подчиняться правилам, использовать различные роли.
Мероприятия проходят на высоком уровне, хорошо и интересно подготовлены. Хочется отметить, что большинство воспитателей и педагогов самостоятельно разрабатывают мероприятия, публикуют разработки в СМИ. У каждого воспитателя накоплен богатый материал разработок, сценариев, игр. Изданы сборники воспитательных мероприятий, которые хранятся в методическом кабинете.
В школе-интернате ребенку предоставляется возможность участвовать как можно в более многообразной дополнительной деятельности (творческие объединения в школе и на станции юных техников, факультативы, классные часы, школьные праздники). Расширяются возможности дополнительного образования для дальнейшего профессионального выбора. Важным показателем эффективности дополнительного образования в школе-интернате являются выставки творческих работ, участие в различных конкурсах, концертах, реклама достижений детей. Все творческие объединения предлагаются воспитанникам по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Значительная часть образовательных программ в школьных объединениях ориентирована на сохранение и укрепление здоровья детей, что способствует формированию практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды, а это практически не развито у наших детей.
Хочется отметить, что дополнительное образование решает не только проблему занятости детей, но и снижает их напряженность и агрессивность, что очень важно для детей, находящихся все время в закрытом пространстве.
В течение учебного года воспитатели, классные руководители большое внимание уделяют работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. В основе работы с такими детьми заложен индивидуальный подход. Педагоги направляют свои действия на оказание помощи ребенку в сложной ситуации, на защиту его прав, здоровья, нормализацию отношений с ребенком, помощь в организации свободного времени, вовлечение в кружки, нормализацию отношений со сверстниками, педагогами. Отношения воспитанников и педагогов строятся на взаимном уважении, авторитете взрослого, любви, доброжелательности.
Школа-интернат укомплектована квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.
Кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в школе-интернате, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в школе, обладает высокими моральными качествами.
Директор ГС(К) ОАУ школы-интерната № 4 В.В.Чернышев