Школа слепых 1928-1966
В 20-е – 30-е годы ушедшего столетия в городе Свободном приступили к мирному труду. После изгнания интервентов и белогвардейцев надо было восстанавливать и заново создавать всё, что они разрушили. Большую роль в строительстве новой жизни играла молодёжь, ей предстояло жить в новом обществе. Огромные изменения происходят в народном образовании культуре города. Идёт решительная борьба с безграмотностью, открываются новые школы. В 1924 году в районе и городе их уже было 49, также действовали 24 пункта по ликвидации безграмотности и 17 изб-читален.
28 марта 1928 года в Свободном была открыта школа краевого значения для слепых детей. Разместили их в здании бывшего райкома партии по улице Мухина; также отдали ещё три здания под общежитие, столовую и библиотеку, мастерские и баню. Занималось в школе 70 человек. Основой их жизни был труд. Пришкольное хозяйство состояло из 2-х лошадей, 2-х коров, 3-х га. земли за городом и 0,75 га. возле школы. Отапливалось здание дровами, которые заготавливали педагоги с учениками. Дети любили трудиться. Они качали воду из колодца для бани, заготавливали картофель, собирали овощи, ухаживали за лошадьми, помогали доить коров. В столовой помогали накрывать столы, занимались уборкой. В столярной мастерской изготавливали мебель для школы и детских садов, плели корзины, делали сапожные щётки. Туркина М.Т., которая начинала свой трудовой путь в школе для слепых детей, вспоминала о годах её становления: «Коллектив был как единая семья, в нём царила дружба, трудолюбие, уважение друг к другу, дисциплина… С учётом возрастных особенностей были созданы отряды, выполнявшие посильную работу: старшие кололи дрова, младшие их складывали. Кто-то работал на кухне – помогали повару: чистили картофель, мыли посуду; ребята, под руководством старших, подвозили на лошади от водокачки воду для столовой и бани с прачечной. Была прекрасная мастерская для мальчиков, где изготавливали шкафы, табуреты и даже диваны. Девочки ремонтировали и шили легкую одежду, получали навыки по изготовлению теплых одеял. Работали дети на пришкольном участке: выращивали ягодные кустарники, плодовые деревья, овощи; проводили опыты по растениеводству. Осенью убирали выращенный картофель, делали заготовки на зиму. Достаточно времени отводилось на учебу. Занимались дети с большим интересом, любознательностью и всегда были готовы к урокам. Много читали художественной литературы. Школа, особенно в выходные дни, была наполнена музыкой…».
Большинство учащихся обладало музыкальными способностями. Руководил художественной самодеятельностью Н.С.Горожанкин. Выступления слепых детей пользовались большой популярностью среди жителей города. Кроме музыкальных номеров учащиеся показывали акробатические пирамиды, которые вызывали чувство восторга и удивления. Спортивные номера готовили под руководством учителя физкультуры Л.С. Марьясова. Многие ребята неплохо играли в шашки и шахматы. А.Гимодеев был чемпионом зоны Дальнего Востока. Дети занимались в кружке учителя физики В.Г.Чумакова.
Школа слепых располагалась в нескольких деревянных зданиях, приспособленных для занятий, и когда была построена типовая школа в Хабаровске,
Свободненскую перевели туда. Педагогам предложили тоже поехать, но основная часть коллектива осталась в Свободном. Директор Дерибина Ольга Захаровна по собственной инициативе начала выявлять слабовидящих детей в Амурской области. Вскоре появились списки таких детей из всех районов, и Ольга Захаровна поехала в Москву с просьбой об организации школы для слабовидящих детей. Здание новой школы стали возводить на соседнем участке. А в старой школе начали заниматься слабовидящие дети. Для обучения таких детей нужны были особые методики. Дерибина О.З. поступает учиться в Ленинградский педагогический институт на дефектологический факультет. А в школе организует специальные семинары для педагогов, на которые приглашает профессионалов из Благовещенска и Москвы. Постепенно формируется сплоченный коллектив учителей и учеников.
Учёба и труд в школе слепых принесла свои плоды. Многие выпускники в жизни добились больших успехов. Окончили университет Кисель Г., Николаев А., Пятак Г., Гарифулина А.; институт – Петров В., Бульдыгеров Г; консерваторию Откидыч В; музыкальное училище Фрадлина, Калиновская и другие. Богатырёв стал директором школы слепых детей в г.Артёме, а Верескун – в г. Хабаровске. Разошлись дороги воспитанников Свободненской школы слепых, но все они стали достойными гражданами нашего общества. В этом большая заслуга педагогов: Селиной М.А., Кацуба Е.К, Гулевич А.П, Чумакова В.Г, Метёлкиной Л.Н, Кондратьевой А.П, Пьянковой Ф.С, Бельтяева Н.Н, Горюновой А, Катан А.Ф, Мальцевой А.Ф, Лазарева Я.П, Юдина Т.Д. Умело руководили учебно-воспитательным процессом директора: до 1938 года- Лесова, до 1943 года – Уральцев, до 1958 года – Науменко Н.И, до 1965 года – Гаврилова В.И. (на фото: 1962 г. – школа слепых; Азбекова, Фролова, Носикова, Баранова, Верескун, Арефьева Н.П.).