Живописная музыка и музыкальная живопись
Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Живописная музыка и музыкальная живопись
Открытый интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 «а» классе
Урок разработали и провели
учитель музыки Наумова Н.В.
и учитель ИЗО Суркова В.И.
2017 г.
Тема урока: Море в русской музыке и изобразительном искусстве.
Цель урока: Показать силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях. Сформировать представления ребят о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, через восприятие образов моря в музыке, поэзии, живописи.
Задачи урока:
- Формировать навыки восприятия и исполнения музыкальных произведений, литературы, изобразительного искусства.
- Активизировать мыслительную деятельность обучающихся в процессе слушания и исполнения музыки.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- Развивать творческую активность, познавательный интерес. В процессе вокально-хоровой работы, развивать певческие навыки обучающихся, выразительную сторону вокального пения; в процессе изобразительной деятельности развивать навыки в изображении морских волн, передавая настроение моря через их характер.
- Воспитывать чуткое отношение к природе на примере образов моря в разных видах искусства.
- Обогащать духовный мир обучающихся.
-Познакомиться с творчеством художников И. Репина, И. Айвазовского
Формирование УУД:
Личностные:- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы для накопления социальных и личностных ценностей
-Формировать ценностный взгляд на мир, отношение к красоте;
-Развитие вокально- хоровых навыков;
- Формировать навыки рисования по представлению, технические приёмы в графике.
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, уметь выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
--волевая саморегуляция, как способность к мобилизации;
--определение хода дискуссии через постановку основных вопросов.
Познавательные:
ОбщеучебныеУУД:
--поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного;
- давать оценку музыкальным сочинениям, произведениям живописи, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Логические УУД:
-умение учащимися производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); уметь строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию; выполнять в группе творческие задания.
8.Тип учебного занятия: комбинированный , урок- путешествие с использованием ИКТ
9.Вид учебного занятия: урок- беседа (синтез искусств - литературы, музыки, живописи)
Виды деятельности, использованные на уроке:
-беседа, слушание музыки, решение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий по музыке и изобразительной деятельности, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, вокально- хоровая работа.
Оборудование и музыкальный материал, используемый на данном уроке: мультимедийный проектор, компьютер. Картины морского пейзажа, в том числе репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Н.А. Римского-Корсакова, рисунки с изображением различного характера волн, стихотворение А.С. Пушкина «Прощай же, море!». Аудиозаписи музыкальных произведений: Н.А. Римского-Корсакова вступление из оперы «Садко» под названием «Океан-море синее», сюита «Шехерезада». Аудиозапись песни: «Ты слышишь, море?» А. Зацепина из кинофильма «Свистать всех наверх»
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким, мы найдём, прочитав эпиграф к уроку:
(1 слайд)
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)
Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Тема сегодняшнего урока содержит вопрос, на который мы постараемся в конце урока ответить.
(2 слайд)
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Учитель рисования:
Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки, есть ли ритм, повторение и чередование в музыке и изобразительном искусстве.
(3 слайд)
Учитель музыки: Посмотрите, пожалуйста на экран и подумайте, почему наш урок открывает морской пейзаж? ( Ответы детей). Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря и музыки много общего. Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим шум моря. Например, в творчестве русского композитора-сказочника… Кто вспомнит какая фамилия у этого композитора?
(4-6 слайд)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)- великий русский композитор, педагог, дирижер. Закончил Морской корпус. Два года занимался музыкой с М.Балакиревым и примкнул к творческому содружеству «Могучая кучка».Это знакомство было прервано 2-летним кругосветным путешествием. Из плавания вернулся обогащенный разнообразными впечатлениями, нашедшими отражение в его музыкальных произведениях.
Показывается портрет Н.А.Римского-Корсакова.
(7 слайд)
Сейчас мы услышим фрагмент музыкального вступления из оперы «Садко» под называнием «Океан-море синее» и попробуем охарактеризовать услышанное. Какой характер этого произведения? Как звучит музыка?
Слушание. Звучит музыкальный фрагмент
(8,9 слайд)
Учитель музыки: Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов: «Море было…» и дальше используйте только прилагательные. (Все названные характеристики записываются на доске). Вначале море кажется спокойным, потом волны усиливаются, они как бы набегают друг на друга, море становится бурным. Обратим внимание на трёхзвучный мотив, создающий ощущение грозной, могучей стихии.
В чём особенность этого мотива? Ответы: он звучит то быстро, то медленно, то громко, то тихо. Море как бы окрашивается в разные цвета.
Ласковое, спокойное, безмятежное, взволнованное, грозное… Как вы думаете, применимы ли эти прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?
(10 слайд)
Учитель рисования: Как вы уже заметили, слушая музыку, у моря может быть смена настроения. А теперь давайте посмотрим на произведения живописи. Перед вами спокойное море, но давайте перенесём свой взор на картину художника Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал».
Какие чувства вы испытываете, всматриваясь в это произведение живописи? (чувства тревоги за жизнь, беспокойства за судьбы людей, чувство страха перед стихией)
«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.
Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.
(11 слайд)
Всматриваясь в картину Айвазовского, задумываешься о силе духа человека перед стихией, об умении справиться с ней, преодолеть и идти опять вперёд, навстречу опасностям, вслед за мечтой, ведь жизнь как море, а волны в ней, то ласковые, то грозные и надо решать проблемы, нести ответственность и за судьбы других людей.
Учитель музыки:Теперь мы с вами будем в роли оркестра и попробуем изобразить волну. Садимся ровно, по моей руке мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда убавить.
Выполнение задания.
Теперь этот приём применим в пении. Давайте встанем и споем песню «Ты слышишь, море»
Исполнение песни «Ты слышишь, море»
(12-14 слайд)
Учитель рисования: вы изображали волну в образе оркестра, а сейчас мы с вами поучимся рисовать морские волны. Они разные, их характер зависит от настроения моря. Посмотрите на рисунки волн.
Спокойно море, спит волна.
Но, на кануне торжества, она лениво поднимается,
Шипит, бурлит и просыпается.
То поглощает и разбивает,
То море брызг на нас роняет.
Перед вами на раздаточном материале и на экране представлены различные виды волн. Попробуйте выразить свои впечатления от прослушанной музыки, рисуя свои морские волны. В рисунке моря волны ритмично повторяются, как ноты в музыке и как в орнаменте ритм создают повтор и чередование.
Демонстрация способа изображения нескольких видов волн на доске.
Рисование под музыку Римского-Корсакова «Шехерезада»
А вот как о море говорил А. С. Пушкин:
Прощай же море! Не забуду твоей торжественной красы.
И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.
Молодцы! Каждый увидел море по-своему. Эти работы пусть вам останутся на память о сегодняшнем уроке.
Сегодня на уроке музыка и произведения живописи рассказали нам о море, каким оно может быть. Погрузились в замечательную красоту морской стихии: слушали музыкальные фрагменты, в которых слышался тихий плеск волн, буйство морской стихии; увидели морскую смену настроений; отразили свои впечатления от услышанного в своих рисунках; вспомнили музыкальные инструменты, которые так ярко изобразили морскую стихию; исполняли песню о море. Итог урока: Скажите, пожалуйста, как же мы ответим на главный вопрос урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» (ответы детей) (цвет, ритм, повтор, чередование)
Чему научились на уроке? (ответы детей)