«Самообразование – основа успешной работы учителя»
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
• Материальное стимулирование.
• Интерес. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Самообразование как, постоянная деятельность учителя включает:
Ø научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
Ø посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
Ø участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
Ø посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
Ø теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Этапы работы над темой самообразования:
Ø I этап: Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, постановка целей и задач.
Ø II этап: Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы.
Ø III этап: Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование. Выступление с сообщением на МО.
Ø IV этап: Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.
Ø V этап: Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, подготовка к защите. Выступление на педагогическом совете.
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя?
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ).
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения.
• доклады, выступления.
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
• выработка методических рекомендаций.
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.
• создание комплектов педагогических разработок.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
• программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Заключение: Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
«Образование только тогда
считается законченным,
когда человек становиться
способным к дальнейшему
саморазвитию »
А. Дистервег