Роль курса СБО в коррекционной школе
Предмет СБО (социально-бытовая ориентировка)
«Через активную организацию жизни в школе
ученик придет к умению войти в жизнь».
Л.С.Выготский
Социально- бытовая ориентировка существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Проблемы социального развития детей обусловили введение в учебно- воспитательный процесс вспомогательной школы занятий по СБО .Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.
Целью, является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?
Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.
К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждений торговли ( магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), культуры ( библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта.
К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому дети должны знать медицинские учреждения, в которых следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»), и уметь оказывать некоторую первую помощь.
Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.
Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.
Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников вспомогательных школ,- формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.
Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия: целенаправленность и системность педагогической работы; направленность ее на результативную подготовку каждого ребенка; дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в отношении содержания и методов их обучения; обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации; формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; широкое использование игровых методов и приемов обучения; коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.
Идеальный, желаемый «портрет» выпускника коррекционной школы можно считать целью процесса социально-бытовой ориентировки. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:
- знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
- умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
- экономико-бытовых умений;
- умений организовать свой досуг;
- умений общения;
- волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
- познавательной деятельности;
- эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.
Социально бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.