Поэтический праздник "Добрая страна Успения"
Поэтический праздник
для 1-4 классов
«Добрая страна Успения»
Цели:
* Расширить представления учащихся о творчестве Э. Н. Успенского;
* Развивать речь, мышление; интерес учащихся к чтению книг; творческую фантазию детей;
* Воспитывать чувство доброты, дружбы, уважение к окружающим, бережное отношение к своим друзьям.
* Прививать интерес к прочтению книг.
Оборудование:
Портрет писателя.
Книжная выставка: «Эдуард Успенский: «Я призываю – читайте».
Выставка поделок «Мы читая, не скучаем»
Выставка рисунков «Мы рисуем героев Успенского», ширма.
Музыкальное сопровождение. Песни: «Голубой вагон», «День рождения», «Рыжий», «Кот Матроскин», «День рождения»
Костюмы сказочных персонажей (Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, девочка Люся, почтальон Печкин, пёс Шарик, кот Матроскин.
Стол, скатерть, окно, самовар, чашки, баранки, конфеты, коробка с призами (книги, конфеты).
Иллюстрации к словарной работе по стихотворению « Ударение».
Мультфильм «Крокодил Гена и его друзья».
Действующие лица (сказочные персонажи ) - старшеклассники:
Крокодил Гена.
Чебурашка.
Старуха Шапокляк + крыска Лариска.
Девочка Люся.
Пёс Шарик.
Кот Матроскин.
Ход мероприятия Слайд1
* * *
Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком.
Об этом речь мы поведём.
- Ребята, сегодня наш литературный праздник посвящён творчеству известного детского писателя, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые.
- Обратите внимание, произведения этого писателя у нас на книжной выставке. Я думаю, что они украшают и ваши домашние библиотеки, поэтому многие из вас уже догадались, о ком пойдёт речь.
- Давайте назовем имя человека, которому мы посвящаем наш праздник.
Эдуард Николаевич Успенский Слайд 2
–А говорим мы об Эдуарде Николаевиче Успенском не случайно. Дело в том, что 22 декабря у писателя день рождения. Ему исполняется 75 лет.
2. Сообщения детей об Э. Н. Успенском.
1 ученик: - Родился Эдуард Успенский в 1937 году. Но не всегда он был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу. Детство его прошло в нелёгкое военное время, а после окончания школы он решил стать инженером.
2 ученик: - Но на этом его учёба не закончилась. Он учится до сих пор. В 40 лет научился работать на компьютере. В 50 – стал учить английский язык. В 55 – начал учиться петь.
1 ученик: - А ещё он очень любит детей и принимает участие в разных детских передачах на радио и в кино. Чтобы мы многое узнали и поняли, он пишет для нас стихи, сказки, комиксы, сценарии для мультфильмов, страшилки, переводит стихи писателей других стран, пишет тексты песен для своих сказочных персонажей.
2 ученик: - Себя он называет сказочником. Про себя говорит: «Я мог быть Диснеем, директором концерна, во мне кто-то сидит и всё время требует, чтобы я производил продукцию». Слайд 3
1 ученик: - В настоящем сказочнике всё должно быть сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Эдуард Николаевич Успенский человек по-настоящему сказочный. Не случайно родители дали ему редкое иностранное имя Эдуард.
2 ученик: - И как он всё успевает? Наверное, фамилия виновата: Успенский – значит везде « успевать».
Ведущий:- Давайте, дети, и мы поторопимся, чтобы успеть на поезд «Путешествий», который отправляется в страну « Успению». Слайд4
3. Путешествие по стране « Успении».
Ведущий:- Только кто же его поведёт? ( Слышен голос Крокодила Гены):
Крокодил Гена: - Я поведу.
Ведущий:- А кто ты такой?
Крокодил Гена: - А вот послушайте, дети про меня загадку сочинили. « Зимой и летом одним цветом?»
Ведущий:- Может быть ты ёлка?
Крокодил Гена: - Я один из персонажей, придуманных Успенским, я тоже зелёный, но только зубастый. Крокодил Гена выходит к детям. Слайд 5
Крокодил Гена: - Здравствуйте, ребята! Вы меня не бойтесь, я добрый. А придумал меня таким Эдуард Успенский 46 лет назад, в 1966г.
– Вы, молодцы, что выбрали очень удобное средство передвижения, а вот моему другу Чебурашке не так повезло. Давайте вспомним, ребята, в чём порой передвигались герои сказок Э. Успенского.
- Так в чём же путешествовал мой друг Чебурашка?(ящик с апельсинами Слайд 6
- На чём ездил дядя Фёдор в деревне Простоквашино?(на поезде) Слайд 6
- Молодцы! Отправляемся в путь! А чтобы ехать нам было веселее, мы сейчас споём мою любимую песенку про наш весёлый сказочный поезд – « Голубой вагон». Слайд7
Звучит 1 куплет и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с Крокодилом Геной проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.
* * *
Медленно минуты уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди!
Скатертью, скатертью дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.
Крокодил Гена: - Посмотрим, на какую станцию мы заехали.
1. Станция « Песенная» Слайд 8 Выбегает старуха Шапокляк. Слайд 9
Старуха Шапокляк: - Кто тут песни поёт и веселится? Кого тут « Зелёный» притащил? Никого не пущу, Лариску натравлю.
Крокодил Гена: - Ну, что ты расшумелась? Это ребята путешествуют по стране
« Успении». Ведь у Эдуарда Николаевича скоро день рождения.
Выбегает Чебурашка. Слайд 8
Чебурашка: - День рождения? Я очень люблю День рождения, потому что собирается много друзей! А раньше не любил, и Эдуард Успенский даже песню про меня написал. Вот послушайте. (Поёт 2-ой куплет из песенки Чебурашки)
* * *
Мне не везло сначала,
И часто так бывало:
Ко мне на день рожденья
Никто не приходил.
Теперь я вместе с Геной,
Он не обыкновенный,
Он самый лучший
В мире крокодил.
Старуха Шапокляк плачет: - Да, у вас у всех друзья, а я одна, никто меня не любит, одна Лариска, и все только Шапокляк обзывают, поэтому я и злая.
Чебурашка и Крокодил Гена ( к Шапокляк): - Ну, что ты! Мы тебя очень любим и дети тоже. И даже имя тебе ласковое придумаем.
Дети называют Шапокляк ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Старуха Шапокляк: - Спасибо, дети, вы очень добрые, и я теперь стану доброй. А я тоже знаю песенки героев сказок и мультфильмов Э. Успенского. Давайте с вами поиграем. Я напою несколько строчек, а вы вместе со мной.
Отрывки, которые исполняет Шапокляк:
1. Песенка крокодила Гены Слайд 10 Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой!
- Угадайте, какой герой её пел?
Припев:
Ах, я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
2. ПЕСЕНКА КОТА МАТРОСКИНА. Слайд 10 А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил,
О морях и не мечтаю - телевизор мне природу заменил.
Что было вчера -
Забыть мне пора
С завтрашнего дня, с завтрашнего дня,
Ни соседям, ни друзьям - никому
Не узнать меня, не узнать меня!
- Угадайте, какой герой её пел?
3. ПЕСЕНКА РЫЖЕГО МАЛЬЧИКА. Слайд 11 Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что на свет родился конопатым?
Но, однако, с малых лет,
Пареньку прохода нет,
И кричат девчонки и ребята… ( дети подпевают припев)
«Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой!»
- А он дедушку не бил,
А он дедушку любил!
4. Кабы не было зимы Слайд 12 Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых.
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы..
Старуха Шапокляк: - Молодцы, ребята! Спасибо. А мне можно с вами?
Чебурашка, Крокодил Гена, старуха Шапокляк садятся к ребятам « в поезд».
Крокодил Гена: - Ну, что же, едем дальше. Слайд 12
Звучит 1 куплет и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с Крокодилом Геной, Чебурашкой, Старухой Шапокляк проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.
Ведущий: - Посмотрим, на какую станцию мы приехали, и кто-то нас уже встречает.
2. Станция « Учебная». Слайд 13
Девочка Люся машет платком и выбегает.
Девочка Люся: - Здравствуйте! Я – девочка Люся из сказки Успенского
« Меховой интернат». Хоть я ещё и ученица 4 класса, но в этой школе я – учительница.
Крокодил Гена: - Дело в том, ребята, что Успенский не только замечательный писатель, но и учитель серьёзный. Только школа у него не « людоведческая», т.е. не человеческая, а необычная, в ней учатся и живут звери. Отсюда и название « Меховой интернат». И все предметы в этой школе имеют свои названия.
Девочка Люся: - Давайте поиграем. Попробуйте отгадать: кто это или что это?
Девочка Люся проводит игру.
Вопросы к игре:
- интернатики - …(ученики интерната);
- дир - …( директор);
- начинальник - …( звонок);
- сшибалки, валилки, толкалки –
( игры);
- обманизм - …( ложь, обман);
- считальный урок - …( математика);
- ночевальня - …( спальня);
- получальник - …( журнал);
- листалка - …(тетрадь)
Девочка Люся: - Вы - молодцы! Прочтите книгу « Меховой интернат», и вы попадёте к нам в школу. - Молодцы, ребята! Спасибо. А мне можно с вами?
Люся садится к ребятам. Крокодил
Крокодил Гена: - Вспомним мою любимую песенку
Звучит 1 куплет и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают, проводят физкультминутку, повторяя движения.
Ведущий: - Какая же следующая станция?
3. Станция « Поэтическая». Слайд 15 Ведущий: - Кроме сказочных повестей, Э.Успенский любит сочинять для ребят весёлые стихи, в которых ненавязчиво учит, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.
- Стихи, которые пишет Успенский не только весёлые и смешные, но и очень умные, познавательные. Вот, например: послушайте стихотворение о мальчике в исполнении Э. Успенского.
Стих .1 Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» Слайд 16 Стих .2 Всё в порядке
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт? Нет.
- К нам заходил бегемот? Нет.
- Может быть, дом не наш? Наш.
- Может, не наш этаж? Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал? Нет.
- Слон у нас не танцевал? Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!
Стих .3 Память
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
ПОВТОРИ!
"Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне".
ПОВТОРИ!
- Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне...
ПОВТОРИ!
- Ехал кактус на окне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне...
ПОВТОРИ!
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок.
А чего хвалиться зрю?
ПОВТОР
Сти.х 4 Загадка про конфеты
В нашем доме был буфет,
В нём лежало пять конфет...
Но однажды, как-то раз,
В нашем доме свет погас.
А когда включили свет,
Больше не было конфет.
Где сейчас конфеты эти?
Если рядом были дети?
Стих .5 В своём стихотворении « Ударение», он учит вас и других школьников правильно произносить и писать некоторые слова.
* * *
1 ученик: Кто с правилами дружен, тот твердо убежден:
2 ученик: Фарфор нам очень нужен, 3 ученик: а фарфор не нужен,
3 уч.: Не говори алфавит, 2 уч.: а только алфавит,
3 уч.: Кто говорит алфавит, неверно говорит.
3 уч.: Не говори каталог, 2 уч.: а только каталог.
1 уч.: А творог? 2 уч.: Можно творог, а можно и творог,
1 уч.: Когда мы на машине летим во весь опор,
3 уч.: То нас везет не шофер, 2 уч.: а нас везет шофер.
Шофер – он любит дело, профессию свою.
3 уч.: А с шофером мы смело влетим в аварию.
1 уч.: И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,
3 уч.: Что в парке не статуи, 2 уч.: а статуи стоят.
1 уч.: А если вы в театр явились, например,
3 уч.: То не ходите в партер, 2 уч.: пожалуйста, в партер.
Ведущий: - Дети, попробуйте объяснить смысл некоторых слов: фарфор, каталог, статуи, партер. Что они обозначают? Когда так говорят? О чём так говорят? Где вы могли видеть эти предметы?
Справка ( по словарю Ожегова):
Фарфор – белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.). Слайд 17 Каталог -1) Составленный в определённом порядке перечень однородных предметов (книг, экспонатов, товаров.2)Каталог библиотечный - перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке. В российских библиотеках различаются по назначению(читательские и служебные каталоги), способу группировки (алфавитные ,систематические, предметные каталоги), видам произведений печати и пр. Слайд 17 Статуя - скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека, животного, реже - фантастического существа. Слайд 18 Партер - 1. Нижний этаж зрительного зала ( плоскость пола) с местами для зрителей. Ведущий: - Давайте, ребята, ещё раз прочитаем правильные слова и запомним их, чтобы наша речь была понятной и грамотной. Слайд 19
Дети хором читают правильные варианты слов.
Крокодил Гена: - Ну, что же, едем дальше.
4. Станция « Простоквашино». Слайд 20 - А сейчас мы с вами заглянем в Простоквашино, где живут дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин.
За столом сидят: кот Матроскин, пёс Шарик. Слайд 21 Почтальон Печкин принес посылку для кота Матроскина.
Почтальон Печкин.
- Здесь кот Матроскин живет?
Кот. - Я Матроскин.
Почтальон Печкин.
- Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам её не отдам, потому что у вас документов нету.
Шарик. - Зачем же вы её принесли?
Почтальон Печкин.
- Потому что так положено. Раз посылка пришла, я должен её принести. А раз документов нету, я не должен её давать.
Кот (кричит). - Отдавайте посылку!
Почтальон Печкин.
- Какие у вас документы?
Кот. - Лапы, хвост и усы! Вот мои документы.
Почтальон Печкин.
- На документах всегда печать бывает и номер. Есть у вас номер на хвосте? А усы и подделать можно. Придется мне посылку обратно относить.
Шарик. - А как же быть?
Почтальон Печкин.
- Не знаю как. Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу. Так две недели. А потом посылка в город уедет. Раз её не получил никто.
Шарик. - И это правильно?
Почтальон Печкин.
- Это по правилам. Я, может, вас очень люблю. Я, может, плакать буду. А только правила нарушать нельзя.
Шарик. - Не будет он плакать.
Почтальон Печкин.
- Это уж мое дело. Хочу – плачу, хочу – нет. Я человек свободный.
- А, наверное, вам интересно посмотреть, что в посылочке – то?
- А хотите узнать, от кого посылка?
Разгадайте кроссворд Слайд 22
1. Как звали корову у дяди Фёдора? (Мурка)
2. Фамилия кота дяди Фёдора. (Матроскин)
3. Моя профессия. (Почтальон)
4. Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
5. Как звали обезьянку Веры? (Анфиса)
6. Как звали крыску? (Лариска)
7. Моя фамилия. (Печкин)
8. Как звали пса дяди Фёдора (Шарик)
9. Как звали галчонка, жившего у дяди Фёдора. (Хватайка)
(Дети читают по вертикали: Успенский) Слайд 23
Почтальон Печкин:
- Теперь вы знаете, от кого посылочка, только я вам её не отдам. Однако, мне пора. Я ещё не всю почту разнёс. (Уходит)
Все вместе: Отдай, пожалуйста. У нас есть классный журнал. Это же документ!
Почтальон Печкин: - Ну, уж так и быть! Только я бы хотел послушать весёлую песенку. Очень уж я песенки люблю. Особенно весёлые.
Ведущий: - Частушки подойдут?
Печкин: - Можно и частушки. Слайд 24
Частушки:
Пропоём сейчас частушки
Про героев книжек
Для присутствующих здесь
Девчонок и мальчишек.
В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Фёдор, пёс и кот-
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой-
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки.
Он ворчит и почту носит,
Всем он хорошо знаком
Иногда приходит в гости
Дядя Печкин-почтальон.
У малюсенькой девчушки
Кто отнял ириску?
Это вредные проделки
Шапокляк с Лариской.
Из тропического леса
Чебурашка к нам приплыл.
И в витрине магазина
Он работу получил.
На гармошке он играет,
В зоопарке проживает.
Очень сильно удивил
Всех нас Гена-крокодил.
У Ау забот немало,
Всех хлопот не перебрать:
По ночам бродить по лесу,
Ну а днём людей пугать.
Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей!
Выдумщик он дерзкий-
Эдуард Успенский. Слайд 25,26
Печкин:
- Очень хорошо вы спели. Весело. Только про меня пропели, что ворчу. А почему ворчу? Да потому что ношу-ношу вам посылку, а отдать не могу. А раз у вас документы есть, то получите посылочку.
Письмо от Эдуарда Успенского
Дорогие дети!
Я хочу, чтобы вам понравился мой сказочный мир. Чтобы герои моих книг стали вашими добрыми друзьями. Надеюсь, что любовь и интерес к моим произведениям у вас только начинается. Доброго вам путешествия и приятных знакомств с новыми героями.
Примите от меня подарки.
- Ребята Э. Успенский передал нам книги, диск, и призы за рисунки. Слайд 27
(Посылка открывается, в ней книги Успенского. Из них организуется выставка. На дне посылки конфеты для всех детей.)
Ведущий: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо, ребята, за дружную компанию. Каких героев вы встретили в сказочной стране «Успении»? Думаю, что вам понравился этот сказочный мир, который подарил нам Э.Успенский. Произведения Э. Успенского делают нас добрее, учат дружить и бережно относиться к четвероногим друзьям. Прочтём слова самого Эдуарда Николаевича о своём творчестве.
« Я хочу подарить детям ощущение весёлого и хорошего" ( Э. Н. Успенский.) Слайд 28,29
Ведущий: - А сейчас приглашаем вас на просмотр мультфильмов по произведениям вашего любимого писателя.
Конкурс рисунков "Мы рисуем героев Успенского"
Яценко Валерия Клипиков Илья
Яковенко Максим Юрочкин Иван
Власова Варя Тимохов Артём
Презентация Страна Успения.pdf